Синтез христианских и языческих элементов в духовной культуре Руси
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Предыстория русской философии (X-XVII века) / Синтез христианских и языческих элементов в духовной культуре Руси
Страница 1

Складывание целостной национальной культуры и органичного национального мировоззрения на Руси было в решающей мере определено созданием славянской письменности и принятием христианства. Эти два события очень долго оказывали влияние на культурное развитие, поэтому они требуют к себе особого внимания.

Христианство было принято на Руси достаточно необычным, почти уникальным для истории европейских народов, образом. С одной стороны, новая религия была в определенном смысле насильственно привита народу, поскольку акт его принятия был определен волей правителя, а не сформировался в виде органичного устремления народных масс. Однако, с другой стороны, ситуация здесь ничего общего не имела с теми случаями, когда народу навязывалась вера завоевателей, силой покоривших страну. Князь Владимир, обращая свой народ в христианство, пытался сознательно выбрать религию, отвечавшую внутренним потребностям народного духа; об этом свидетельствует полулегендарная история из "Повести временных лет", рассказывающая о том, как долго Владимир колебался, сравнивая между собой религии, в равной степени утверждавшие веру в единого Бога, но по-разному трактовавшие смысл отношений между Богом и человеком. Рассматривая свидетельство "Повести временных лет" как исторически реальное, мы должны признать, что Владимир выбрал православие не под влиянием вторичных факторов (например, внешней красивости богослужения), а в силу глубокого духовного родства между национальным мировоззрением и основами православия. Языческое мировоззрение русской нации, выражающее приверженность ценностям земной жизни, земной красоты и земного счастья, в этом кульминационном пункте исторического развития Руси было соединено с религиозным мировоззрением, в котором с особой полнотой выражено мистическое чувство единства человека с Богом, с высшей реальностью, жажда вечной гармонии и абсолютного совершенства.

Предпочтение, отданное православию в результате "испытания вер", осуществленного Владимиром, можно объяснить тем, что в нем ярко проведена идея единства человека и Бога и одновременно предельно ослаблено представление о подчинении, зависимости, бесконечной ничтожности человека (основа иудаизма и ислама). Не случайно мистическое представление о слиянии с Богом ("оббжении") в православии получило богословское обоснование и рассматривалось как истинное содержание веры.

Несмотря на то что новая религия отвечала каким-то неосознанным устремлениям народа, первоначально отношение к ней было неоднозначным. С одной стороны, очень сильна тенденция к отторжению христианских идеалов в пользу языческих ценностей, отрицание идеальных целей ради земной, чувственной жизни. Но, с другой стороны, уже в первые века христианской истории Руси проявляется страстная жажда веры, страстное стремление к полному обретению в вере ее целей - мистического единства с Богом и абсолютной гармонии. Противостояние исконных языческих верований и новой религии было неизбежным на первом этапе христианизации Руси. Однако в силу того что оба слагаемых были созвучны глубоким чертам национального характера, эта внешняя оппозиция очень скоро преобразовалась во внутреннее противоречие той своеобразной формы православного христианства, которая стала основой всего дальнейшего развития русской нации и русской культуры. Если сравнить русское православие с его греческим оригиналом, то мы обнаружим, что в исходной версии православного мировоззрения главным является спокойное и уравновешенное исповедание, связанное с ясным прозрением грядущей гармонии мира и человека. Приоритет идеи гармонии является наиболее характерной чертой греческой культуры, имеющей исток в античной классике. С помощью гармоничных, уравновешенных форм, порожденных греческой классикой, Византия сумела перебороть и преобразовать в спокойные и умиротворенные религиозные формы даже тот заряд страстного стремления к единству с Богом, который был характерен для раннего христианства.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...