Византийское богословие и первые богословско-философские сочинения на Руси
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Предыстория русской философии (X-XVII века) / Византийское богословие и первые богословско-философские сочинения на Руси
Страница 3

Монгольское нашествие и падение Киевской Руси привели к тому, что центром русской государственности и русской культуры становится Москва. Куликовская битва, приблизившая окончательное освобождение от монгольского ига, вызвала мощный патриотический подъем, приведший к расцвету древнерусской культуры в XIV-XV вв., о чем уже говорилось выше. Но богословская литература эпохи по своему культурному и философскому значению не идет ни в какое сравнение с иконописью. В это время на Руси вновь активно распространяются многочисленные сочинения византийских богословов - теперь это сочинения видных теоретиков византийского исихазма во главе с Григорием Папамой. Из русских мыслителей на этом фоне достоин упоминания глава русских исихастов конца XV в. Нил Сорский.

Возглавив монастырскую оппозицию великокняжеской власти, Нил Сорский проповедовал новую форму аскетики, основанную на исихастском "отстранении" от мира и духовной концентрации личности в "умной молитве" (бессловесном обращении души к Богу внутри себя самой). Одним из главных принципов монастырской организации Нил Сорский полагал нестяжание, отказ от обладания излишком материальных благ и от активной мирской деятельности.

В противоположность Нилу Сорскому идеологом единения православной церкви и мирской власти в начале XVI в. выступил Иосиф Волоцкий. Доказывая первенство московских государей над всеми удельными князьями Руси, Иосиф Волоцкий считал, что церковь должна быть на службе абсолютной монархии, фактически должна разделить с государем власть над его подданными. Тем самым он открывал путь к радикальному обмирщению церкви и к превращению ее в социальный институт, обслуживающий интересы абсолютистского государства. Следствием этого было то, что и в делах веры главным оказывалось не внутреннее духовное убеждение, не мистическое переживание единства с Богом (как утверждали "нестяжатели"), а внешнее и формальное исполнение принятых обрядов и правил при полном пренебрежении к искренности их исполнения.

Роковой перелом в развитии русской культуры, произошедший в XVI в., был связан как раз с противостоянием двух направлений в развитии русского православия, олицетворяемых Нилом Сорским и Иосифом Волоцким. Окончательная победа московского абсолютизма стала одновременно победой фанатичного и внешнего, обрядового православия, православия, стремящегося к земному господству, к господству не столько над душами, сколько над материальной жизнью людей. Победа иосифлян над "нестяжателями" обозначила начало эпохи упадка русской культуры, только-только обретшей самостоятельный голос. Усиление государства и рост его материального могущества сопровождались консервацией и упрощением форм общественной и духовной жизни, воцарением фанатичного верования, в котором почти исчезла подлинная христианская глубина и стали преобладать полуязыческие суеверия.

В этот период российской истории проявились все самые худшие черты нашей "диссонансности". Стремление к внешнему, имперскому могуществу полностью подавило способность к порождению или хотя бы заимствованию естественных, гармоничных форм культуры; даже то, что было создано за два века сосредоточенного духовного развития, оказалось потерянным, бездарно растраченным, просто уничтоженным. Символом этого периода русской истории стала допетровская Москва - патриархальная, фанатично православная, но далекая от духовного горения православия XIV - начала XVI вв., - Москва, с легкостью разрушающая достояние прошедших эпох и неспособная породить что-либо новое и плодотворное. Именно этой Москве были адресованы горькие слова Трубецкого об упадке той духовной культуры, которая породила феномен русской иконописи XIV-XVI вв.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...