В XVII в. главным проводником западного влияния на Россию стала Польша. Переводы сочинений польских авторов в это время играют основную роль в распространении элементов западной философии и западной науки в России. Позже польское влияние постепенно сменяется немецким.
Среди известных просветителей XVII в., пытавшихся привить на русской почве элементы западной философской культуры, необходимо отметить Симеона Полоцкого и хорвата Юрия Крижанича (приехавшего в Россию в 1659 г.). Наиболее важным событием в долгом и трудном процессе усвоения Россией западной философской культуры стало образование Киево-Могилянской академии. Ее основателем был Петр Могила, который в 1631 г. преобразовал существовавшее в Киеве с 1615 г. училище Православного Братства в Киево-Могилянскую коллегию (звание академии она получила в 1701 г.). За образец организации этого первого высшего учебного заведения в России Петр Могила взял систему преподавания Краковского университета. Чуть позже, в 1687г., в Москве было организовано аналогичное учебное заведение - Эллино-греческое училище, которое в 1700 г. было преобразовано в Славяно-латинскую академии, а еще позже (1775) получило окончательное название "Славяно-греко-латинская академия".
Одновременно с латинским направлением, ориентировавшимся на традиции западной философии и западного богословия, в российском образовании и просветительстве XVII в. возникает так называемое грекофильское направление, пытавшееся противостоять латинскому, католическому влиянию через обращение к греческой культуре и греческой литературной традиции. Своеобразным проявлением антизападных устремлений широких народных масс можно считать также феномен раскольничества. Раскольники, порывая с господствующей православной церковью, протестовали против тех новых веяний, которые были связаны с внедрением в устоявшуюся общественную жизнь и патриархальную культуру развитых западных образцов жизни и творчества.
Тем не менее дальнейшее развитие русской культуры и русской философии было возможно только через все более полное усвоение достижений западной культуры и западной мысли. Именно по этому пути Петр I решительно повел Россию.
Смотрите также
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...