Элементы философии в культуре XVI-XVII веков
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Предыстория русской философии (X-XVII века) / Элементы философии в культуре XVI-XVII веков
Страница 2

В XVII в. главным проводником западного влияния на Россию стала Польша. Переводы сочинений польских авторов в это время играют основную роль в распространении элементов западной философии и западной науки в России. Позже польское влияние постепенно сменяется немецким.

Среди известных просветителей XVII в., пытавшихся привить на русской почве элементы западной философской культуры, необходимо отметить Симеона Полоцкого и хорвата Юрия Крижанича (приехавшего в Россию в 1659 г.). Наиболее важным событием в долгом и трудном процессе усвоения Россией западной философской культуры стало образование Киево-Могилянской академии. Ее основателем был Петр Могила, который в 1631 г. преобразовал существовавшее в Киеве с 1615 г. училище Православного Братства в Киево-Могилянскую коллегию (звание академии она получила в 1701 г.). За образец организации этого первого высшего учебного заведения в России Петр Могила взял систему преподавания Краковского университета. Чуть позже, в 1687г., в Москве было организовано аналогичное учебное заведение - Эллино-греческое училище, которое в 1700 г. было преобразовано в Славяно-латинскую академии, а еще позже (1775) получило окончательное название "Славяно-греко-латинская академия".

Одновременно с латинским направлением, ориентировавшимся на традиции западной философии и западного богословия, в российском образовании и просветительстве XVII в. возникает так называемое грекофильское направление, пытавшееся противостоять латинскому, католическому влиянию через обращение к греческой культуре и греческой литературной традиции. Своеобразным проявлением антизападных устремлений широких народных масс можно считать также феномен раскольничества. Раскольники, порывая с господствующей православной церковью, протестовали против тех новых веяний, которые были связаны с внедрением в устоявшуюся общественную жизнь и патриархальную культуру развитых западных образцов жизни и творчества.

Тем не менее дальнейшее развитие русской культуры и русской философии было возможно только через все более полное усвоение достижений западной культуры и западной мысли. Именно по этому пути Петр I решительно повел Россию.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...