В XVII в. главным проводником западного влияния на Россию стала Польша. Переводы сочинений польских авторов в это время играют основную роль в распространении элементов западной философии и западной науки в России. Позже польское влияние постепенно сменяется немецким.
Среди известных просветителей XVII в., пытавшихся привить на русской почве элементы западной философской культуры, необходимо отметить Симеона Полоцкого и хорвата Юрия Крижанича (приехавшего в Россию в 1659 г.). Наиболее важным событием в долгом и трудном процессе усвоения Россией западной философской культуры стало образование Киево-Могилянской академии. Ее основателем был Петр Могила, который в 1631 г. преобразовал существовавшее в Киеве с 1615 г. училище Православного Братства в Киево-Могилянскую коллегию (звание академии она получила в 1701 г.). За образец организации этого первого высшего учебного заведения в России Петр Могила взял систему преподавания Краковского университета. Чуть позже, в 1687г., в Москве было организовано аналогичное учебное заведение - Эллино-греческое училище, которое в 1700 г. было преобразовано в Славяно-латинскую академии, а еще позже (1775) получило окончательное название "Славяно-греко-латинская академия".
Одновременно с латинским направлением, ориентировавшимся на традиции западной философии и западного богословия, в российском образовании и просветительстве XVII в. возникает так называемое грекофильское направление, пытавшееся противостоять латинскому, католическому влиянию через обращение к греческой культуре и греческой литературной традиции. Своеобразным проявлением антизападных устремлений широких народных масс можно считать также феномен раскольничества. Раскольники, порывая с господствующей православной церковью, протестовали против тех новых веяний, которые были связаны с внедрением в устоявшуюся общественную жизнь и патриархальную культуру развитых западных образцов жизни и творчества.
Тем не менее дальнейшее развитие русской культуры и русской философии было возможно только через все более полное усвоение достижений западной культуры и западной мысли. Именно по этому пути Петр I решительно повел Россию.
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...