Масоны и гностико-мистическая традиция в русской философии
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Рождение философии в России (ХVIII век) / Масоны и гностико-мистическая традиция в русской философии
Страница 4

Наиболее известными и активными деятелями масонского движения в XVTII в. были Н. Новиков, И. Лопухин, С. Гамалея, И. Шварц, И. Елагин и А. Лабзин. Первый из них был особенно яркой личностью и прославился как издатель и просветитель, став одним из родоначальников традиции нецерковного издания религиозно-философской литературы в России. Масоны стремились к созданию своей собственной, "свободной" версии христианства, к созданию учения, синтезирующего сокровенные знания всех великих религиозных и философских доктрин. В этом качестве они оказались проводниками главной тенденции

XVIII в. - тенденции к секуляризации общественной и духовной жизни, освобождения ее от жесткого контроля церкви, причем в данном случае этот процесс выглядел парадоксально, поскольку касался самой религиозной сферы. В своем искании "истинного", нецерковного и недогматического смысла христианской веры масоны выступили провозвестниками всех религиозно-философских поисков, характерных для

XIX - начала XX века; здесь мы находим яркое воплощение той главной особенности философствования в России, о которой говорилось во введении.

Обращаясь к конкретному содержанию учения русских масонов, мы обнаруживаем в качестве важнейшего элемента точно такую же концепцию человека, которая была характерна для немецкой мистической философии. Рассматривая мир как творение Бога, масоны полагали его цельным, связанным в единство с помощью универсальной "симпатии", "магнетизма", мировой любви. Более того, мир есть живое целое, в котором каждая вещь и каждое существо занимает совершенно определенное, отведенное ему творцом место. "Все многоразличные роды существ суть ничто иное, как бесчисленное множество разных радиусов одного круга, из одного средоточия истекающих и в одном и том же средоточии соединяющихся".

Главным условием неразрывной целостности мира оказывается наличие в нем центра, который и обеспечивает соразмерность и стройность целого; этим центром является человек. Без человека вся природа мертва, весь порядок не что другое, как хаос. Виноградная лоза не услаждает самой себя, цветы не чувствуют своей собственной красоты, без нее алмаз лежит в кремне без всякой цены. В нас все соединяется, нами открывается во всем премудрость, стройность и первая точная красота . При этом совершенство человека заключается в том, что, объединяя в себе все тварное бытие, являясь его центром, он одновременно несет в себе божественное начало, сохраняя непосредственную связь с Богом. Однако не все люди способны осознать в себе эту связь и свое божественное предназначение. "Натуральные люди" полностью поглощены земными заботами и растворены в земном бытии, только некоторые "избранные" способны открыть в себе искру "магического света", после чего для них все земное теряет смысл.

Чрезвычайно большое значение в мировоззрении масонов играла идея грехопадения. "Падение" первого человека, его отделение от Бога привело к внедрению тления и смерти во все земное бытие, "подчиненное" человеку. Весь мир разделил судьбу падшего человека, в этом трагизм судьбы мира, которая теперь оказалась целиком зависимой от судьбы человека, от его способности преодолеть последствия своего собственного греха. Мировоззрение масонов можно назвать скорее оптимистичным, чем пессимистичным, поскольку они были уверены в возможности и даже близости спасения, то есть "возрождения" человека - а вместе с ним и всего мира - к новому единству с Богом, к высшему совершенству. Предвосхищение этой цели определило нравственный идеал масонов и их представление о своей собственной значимости в обществе. Свою задачу они видели в нравственном возрождении падшего человека, раскрытии всей полноты его свободы, его творческих сил. На высшей ступени восхождения к совершенству и гармонии, как считали масоны, человек должен "взойти из гроба тления" и полностью слиться с Богом. Именно в этом пункте происходило непосредственное смыкание учения масонов с традицией еретической мистики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...