Философские взгляды Г. Сковороды
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Рождение философии в России (ХVIII век) / Философские взгляды Г. Сковороды
Страница 4

Необходимо вспомнить о еще одной важной составляющей философских взглядов Сковороды, которая, в частности, помогает понять его необычную манеру философствования. Рассматривая структуру мироздания, Сковорода помимо двух рассмотренных выше "природ", (как бы двух уровней бытия, обладающих существенно различным метафизическим и этическим значением) выделяет три сферы, которые "сосуществуют" на одном и том же "уровне" и различаются не по степени своей ценности, а по характеру входящих в них феноменов. Эти три сферы Сковорода называет "мирами" и определяет следующим образом: "Суть же три мира. Первый есть всеобщий и мир обительный, где все рожденное обитает. Сей составлен из бесчисленных мир-миров и есть великий мир. Другие два суть частные и малые миры. Первый - микрокосм, сиречь мирик, мирок, или человек. Второй мир символический, сиречь Библия . А Библия есть символический мир, затем что в ней собраны небесных, земных и преисподних тварей фигуры, дабы они были монументами, ведущими мысль нашу в понятие вечной натуры, утаенной в телесной так, как рисунок в красках своих".

Если разделение макрокосма и микрокосма, "великого" мира и мирка-человека, является достаточно традиционным," то выделение в качестве особого символического мира Библии представляет собой еще одну самобытную черту мировоззрения Сковороды. Его диалоги до предела насыщены образами Библии, которые всегда играют первостепенную роль, хотя и делают восприятие его текстов очень трудным для современных читателей. Библия здесь выступает в роли особой сферы реальности, в которой содержатся все смысловые определения и символические шифры, необходимые для правильного понимания феноменов, относящихся к двум другим "мирам". Или, говоря иначе, Библия оказывается тем универсальным символическим языком, с помощью которого можно добиться правильного понимания смыслов бытия и прийти к истинному познанию себя самого.

При этом необходимо учесть, что упомянутые выше две "природы" (эмпирическая и божественная) присутствуют в каждом из трех "миров". Что это значит по отношению к человеку и мирозданию, мы уже говорили выше. Но те же самые две "природы" - внешнюю, ложную и внутреннюю, истинную - Сковорода находит и в Библии. Первой соответствует поверхностное, буквальное ее прочтение, которое он считает неистинным и уводящим от подлинного богатства смыслов, заложенных в ней. Интересно, что такое буквальное, формальное прочтение, упускающее самое главное, он приписывает многим церковным обрядам и самой монашеской практике православной церкви. Здесь в наиболее ясной форме проявляется противостояние Сковороды церковной форме христианства, в очередной раз демонстрирующее его близость к масонам.

В "великом мире" и мирке-человеке прорыв ко второй, скрытой "природе" (истинному бытию и истинному человеку) означал соединение с Богом. Соответственно, в Библии это означает раскрытие ее глубинного значения как символического языка, с помощью которого можно выразить истинные смыслы всего существующего. Но раз так, то неудивительно, что именно этот язык использует сам Сковорода в своем стремлении к высшей истине о Боге, мире и человеке; именно на этом языке он и пытается говорить в своих сочинениях.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что Сковорода принадлежал к философам, которые настаивали на неразрывном единстве философии и жизни и для которых их философия была естественным выражением их жизненных поиск

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...