Философские взгляды Г. Сковороды
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Рождение философии в России (ХVIII век) / Философские взгляды Г. Сковороды
Страница 2

Только в одном пункте философия Сковороды полностью расходится с тем направлением, по которому развивалась русская философия в XIX в.: он совершенно безразличен к проблеме истории, более того, он вообще не придает человеческой истории никакого существенного значения.

Систематическое изложение взглядов Сковороды представляет собой весьма сложную задачу в связи с тем, что стиль его философствования принципиально не предполагал никакой строгой системы. В главных его сочинениях, написанных в диалогической форме, мы постоянно обнаруживаем явные противоречия, несовместимые точки зрения на одни и те же проблемы, недоговоренности и неясности в определении важнейших понятий и принципов. Именно поэтому у исследователей творчества Сковороды нет единства в интерпретации и оценке главных положений его мировоззрения.

Тем не менее не вызывает сомнений, что центральным элементом философии Сковороды, как уже было сказано выше, является антропология, учение о человеке. Уже в первом своем философском произведении, диалоге "Наркисс", Сковорода проводит различие между эмпирическим человеком и "истинным человеком", укорененном в каждом из нас. Важнейшая задача каждого - это пройти путем самопознания к открытию в себе истинного человека. Это самопознание Сковорода понимает не как рациональный, а скорее как мистический акт, как "познание" через веру. Его итогом является (совсем как в учении масонов) мистическое слияние с Богом и "воскресение", то есть преображение человека, - по всей видимости, соответствующее тому процессу, который в православной мистике исихастского толка обозначался термином "обóжение" человека. Как пишет Сковорода, "истинный человек предвечному своему отцу существом и силою равен, единый во всех нас и во всяком целый, его же царствию нет конца . [ .] А познавший нетленного и истинного человека не умирает, и смерть им не обладает, но со своим господином верный слуга вечно царствует, раздевшись, как из обветшалой ризы, из земной плоти, надев новую, сообразную его плоти плоть, и не уснет, но изменяется, приняв вместо земных рук нетленные, вместо скотских ушей, очей, языка и прочих всех членов истинные, сокровенные в Боге ." Совершенно очевидно, что здесь Сковорода дает свою собственную версию мистической антропологии, в равной мере характерной как для исихазма, так и для некоторых немецких философов XIV-XVI вв., от М. Экхарта до Н. Кузанского и Я.Бёме.

Наиболее выразительной чертой антропологической концепции Сковороды является активное использование понятия "сердца" в описании человека (это понятие имеет библейские истоки). "Сердце" - это глубочайшая божественная сущность каждого человека, то есть тот же самый истинный человек. При использовании этого понятия акцент делается на целостности и мистической невыразимости указанной сущности, которой подчинены как все внешние проявления личности, так и ее основные "силы" - разум, воля, чувства: " .истинный человек есть сердце в человеке, глубокое же сердце и одному только Богу познаваемое не иное что есть, как мыслей наших неограниченная бездна, просто сказать, душа, то есть истое существо и сущая иста, и самая эссенция (как говорят), и зерно наше, и сила, в которой единственно состоит [сродная] жизнь и живот наш, а без нее мертвая тень мы ." В дальнейшем понятие сердца - именно в этом смысле, как отражение истинной цельной сущности человека, соединяющей его с Богом, - станет одним из часто упоминаемых и активно используемых в русской философии; его можно найти у славянофилов, у Н. Бердяева и Б.Вышеславцева, в поздних работах И.Ильина.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся деятель международного социа ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...