А. Пушкин и П. Чаадаев: основная парадигма русской культуры и русской философии
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Формирование основных философских направлений (первая половина XIX века) / А. Пушкин и П. Чаадаев: основная парадигма русской культуры и русской философии
Страница 1

Культурный ландшафт Западной Европы в конце XVIII - начале XIX вв. определялся взаимодействием двух "векторов". Господствовавший на протяжении двух столетий классицизм ничуть не утратил к этому времени своего влияния; Просвещение не столько преодолело его культурные стереотипы, сколько приспособило их к тем задачам, которые составляли содержание просветительского мировоззрения. Основной массив культурной продукции эпохи в той или иной степени был связан с классицизмом. Но, с другой стороны, на стыке двух столетий в культуру Европы стремительно ворвался романтизм, сознательно выступивший против умеренности и рациональности классицизма, попытавшийся обнажить диссонансы бытия, показать духовное величие человека и трагичность его положения в мире.

Петровские преобразования открыли Россию западным влияниям, это привело к тому, что в течение всего XVIII в. русская культура педантично усваивала достижения европейского классицизма и через это усвоение проходила школу культурного творчества. Классицизм дал ту основу, опираясь на которую можно было возобновить свое собственное оригинальное развитие. Непосредственный толчок к этому был дан романтизмом: настроенный на переживание и выражение глубоких диссонансов бытия, он вызвал бурные процессы в русской культуре, подготовленные почти столетием педантичного восприятия идеологии Просвещения.

У истоков самобытного развития русской культуры стоит Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Начав свое творчество с прямого заимствования классицистских и романтических образцов западной поэзии, он вскоре уходит от буквального следования этим образцам и вырабатывает свои собственные, совершенно оригинальные поэтические формы. Особенно показательно, насколько быстро Пушкин "перерос" мировоззрение романтизма; для него оказалось невозможным оставаться в рамках "игрового", поверхностного отношения к проблемам бытия, характерного для большинства западных романтиков. Художник, принадлежащий "диссонансной" культуре, обладает особым чутьем на внутренние противоречия, пронизывающие нашу жизнь, и своей целью он ставит наиболее полное выражение именно этих реальных противоречий, а не конструирование вторичной действительности, в которой очень выразительные, но искусственные противоречия без труда находят себе гармоничное и идеальное ("романтическое") разрешение.

Результатом преодоление романтических стереотипов в творчестве Пушкина стало рождение новаторского художественного мировоззрения, резко отличающегося от господствовавшего в культуре Западной Европы той эпохи. Важнейшим рубежом в формировании этого мировоззрения является создание "Евгения Онегина", который стал прообразом нового типа европейского романа. По словам Ю.Лотмана, в основе художественной "формулы", созданной Пушкиным в "Евгении Онегине", лежало представление о принципиальной невместимости жизни в литературу, о неисчерпаемости возможностей и бесконечной вариативности действительности". Вместо романтического "конструирования" идеальной действительности Пушкин пытается в своем творчестве добиться глубокого отражения всего бесконечного и противоречивого многообразия жизненной реальности. При этом особое внимание он уделяет человеку.

Загадочность и трагизм человеческой жизни целиком связаны с пограничным положением человека между метафизическими полюсами реальности - между разгулом стихийных сил природы, иррациональным хаосом времени и сферой вечных ценностей, которая предстает в творчестве Пушкина как нечто окаменелое, надчеловеческое и бесчеловечное, как совокупность кумиров, человекоподобных статуй. При этом первое "начало", богатство конкретной эмпирической жизни человека, признается Пушкиным гораздо более важным, более значимым, чем вся сфера вечных ценностей. Особенно наглядно этот аспект художественного мировоззрения Пушкина проявился в его позднем творчестве, в частности в Маленьких трагедиях. "Мир "Маленьких трагедий", - пишет Ю.Лотман, - мир сдвинутый, находящийся на изломе . в котором каждое явление приобретает несвойственные ему черты: неподвижное движется, любовь торжествует на гробах, тонкое эстетическое чувство логически приводит к убийству, а пиры оказываются пирами смерти. Но именно разрушение нормы создает образ необходимой, хотя и нереализованной нормы".

Здесь мы сталкиваемся с очень характерной особенностью "диссонансной" культуры: даже совершенство и красоту она понимает как идеальные пределы всех тех противоречий, в которые вовлечен человек. Наиболее точное и лаконичное определение соответствующего восприятия позже дал Р.М.Рильке (который неоднократно подчеркивал близость своего творческого мировоззрения к мироощущению, характерному для русской культуры): " .прекрасное - не что иное, как то начало ужасного, которое мы еще способны вынести". Такое же точно понимание красоты будет характерно для многих русских художников; особенно известны высказывания Достоевского на этот счет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Глобальные проблемы современности
...