Славянофильство. А. Хомяков и И. Киреевский
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Формирование основных философских направлений (первая половина XIX века) / Славянофильство. А. Хомяков и И. Киреевский
Страница 3

В сочинениях второго родоначальника славянофильства Ивана Васильевича Киреевского (1806-1856) особенно подробное развитие получила идея целостности и конкретности человека. "Западные мыслители, - пишет Киреевский, - полагают, что достижение полной истины возможно и для разделившихся сил ума, самодвижно действующих в своей одинокой отдельности. Одним чувством понимают они нравственное; другим - изящное; полезное - опять особым смыслом; истинное они понимают отвлеченным рассудком, и ни одна способность не знает, что делает другая, покуда ее действие совершится". Разделение всех духовных способностей человека и господство холодного рассудка, абстрактного анализа, первоначально (в эпоху формирования европейской цивилизации) привели к быстрому развитию просвещения Европы, становлению науки и техники. Однако, в конце концов, считает Киреевский, они же завели в тупик развитие культуры. Человек и все западное общество утратили единый и единственный смысл своего существования. Для восстановления этого смысла необходимо понять, что рассудочный анализ полезен и эффективен только во внешней сфере нашего бытия, но он не должен касаться главного духовного средоточия культуры.

Чтобы объяснить, почему так редко мы видим среди людей по-настоящему "цельные" личности (что осталось непонятным из рассуждений Хомякова), Киреевский проводит различие между "внутренним" и "внешним" человеком (повторяя идею, впервые выдвинутую Г. Сковородой). Задача каждого - найти в себе истинного "внутреннего" человека, найти ту сферу, где сохранено абсолютное единство всех духовных способностей и, в первую очередь, единство разума и веры. Однако этого мало. Хотя "внутренний" человек - это духовный центр личности, тот, кто откроет в себе этот центр, должен достичь также единства своего "внешнего" и "внутреннего" существа - должен достичь единства с окружающей реальностью. И это оказывается значительно более сложной задачей, на которую способны лишь немногие.

Во всех своих работах Киреевский неустанно борется с идеализмом, восторжествовавшим в западной философии и отделившим человека, его сознание от реальности, от мирового бытия. Познание должно быть, утверждает Киреевский вслед за Хомяковым, не идеальной деятельностью рассудка, а делом всей живой, целостной личности, и его результатом должно быть живое знание, синтезирующее в себе практическое, абстрактно-рациональное, этическое, эстетическое и религиозное отношение человека к миру. Впрочем, в центре этого живого знания все-таки находится религиозная вера, именно поэтому в своей подлинной сущности оно есть Богопознание, и в его основе лежит ощущение коренного единства человека с Богом.

К числу наиболее известных представителей славянофильства относятся также Юрий Самарин (1819-1876) и Константин Аксаков (1817-1860). Первый особенно большое внимание уделял критике индивидуализма и идеи самодостаточности личности; главным принципом личной свободы он считал, подобно Хомякову, самоотречение ради объединения с другими людьми в религиозной вере (по существу, в Боге) и в социальной общности, в "общине". В сочинениях Аксакова на первый план вновь выходят рассуждения о превосходстве культуры и общественной жизни России над культурной и общественной организацией западных стран, при этом чисто философские вопросы и у него самого, и у близких ему мыслителей отходят на второй план. Только в 70-80-е годы философское учение славянофилов получило новый импульс развития, благодаря работам Я.Данилевского и К. Леонтьева.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...