Движение к материализму и позитивизму. Н. Чернышевский
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Формирование основных философских направлений (первая половина XIX века) / Движение к материализму и позитивизму. Н. Чернышевский
Страница 1

Наиболее прямолинейные последователи Герцена, сохраняя приверженность принципу свободы и независимости личности, саму эту свободу и независимость стали понимать предельно упрощенно - как свободу человека от социального угнетения. В результате главным и определяющим элементом в их взглядах стал политический радикализм, совмещавшийся с романтически-наивными представлениями об идеальном обществе, главным принципом которого должен быть "разумный эгоизм" свободных (в социально-политическом смысле) людей. В соответствии с этими представлениями гармония между личностью и обществом может быть достигнута только в том случае, если на первый план поставлены интересы и цели отдельной личности. Если личность правильно воспитана, если она обладает правильными воззрениями на мир и других людей, на соотношение добра и зла, то, преследуя свои интересы, она в качестве своей эгоистической цели обязательно выберет благо других людей и благо всего общества, поскольку реализация этого блага выгодна и самому человеку. Очевидно, что эта позиция в значительной степени основывается на просветительской идеологии и предполагает, что человек добр по своей природе, а все зло происходит из-за неправильной системы воспитания, принятой в обществе.

Выдвижение на первый план материальной стороны жизни личности и общества в рассматриваемом философском движении было связано также с увлечением социалистическими теориями (идеями А.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна и др.), которое чуть позже сменилось восторженным принятием марксизма. Впрочем, концепция исторического материализма в русской общественной мысли постоянно корректировалась в соответствии с принципом абсолютного значения отдельной личности и вела к своеобразному революционному "бонапартизму", культу "сильной личности" - к представлению о решающем значении отдельного революционного деяния в истории (именно на этой принципиальной установке основывался русский терроризм XIX в.).

Отдельно надо сказать о том развитии, которое претерпела в общественном сознании упомянутая выше установка Герцена на переоценку традиционных ценностей. Во взаимодействии с принципами философии М. Штирнера, как и Герцен, провозгласившего абсолютность личности и оказавшего большое влияние на общественную мысль России, эта установка породила нигилизм - характернейшее общественно- политическое движение второй половины XIX в., которое стало своеобразным русским ницшеанством до Ницше. Помимо Герцена на формирование русского нигилизма оказал существенное влияние также его современник и друг Михаил Бакунин (1814-1876), теоретик "анархизма" - концепции очень близкой по смыслу к концепции Герцена, но ставящей акцент на деятельной, практической стороне абсолютной личной свободы человека.

В общефилософской части своих воззрений большинство представителей рассматриваемого направления последовательно придерживалось материалистических убеждений, которые формировались под влиянием французского и немецкого материализма второй половины XVIII в. и антропологического материализма Л. Фейербаха. Весьма популярен у них был и вульгарный материализм естественнонаучного толка, который развивали Л.Бюхнер, К.Фохт и Я. Молешотт. Философский анализ бытия подменялся здесь набором модных естественнонаучных представлений, которые должны были доказать простоту и материальную "естественность" устройства мира, человека и общества. Наука признавалась за самую главную и самую важную сферу культуры, из которой предполагалось изгнать все "неразумное", все связанное с религиозным мировоззрением и иррациональной духовностью. Неслучайно влияние механистического и вульгарного естественнонаучного материализма у представителей этой школы сочеталось с увлечением новым модным направлением западной философии - позитивизмом, который с еще большей последовательностью и решительностью устранял из философии (а в более общем плане и из культуры как таковой) все, что не могло быть согласовано с точным естествознанием. Однако и в этом случае абсолютный приоритет науки в культуре рассматривался только как важнейший фактор движения к идеальному состоянию общества, то есть социальный аспект оставался преобладающим в философских воззрениях.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...