Движение к материализму и позитивизму. Н. Чернышевский
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Формирование основных философских направлений (первая половина XIX века) / Движение к материализму и позитивизму. Н. Чернышевский
Страница 3

Однако в дальнейшем философские взгляды Чернышевского приобретают совсем иной оттенок, в них полностью утрачивается чувство неповторимого и иррационального богатства личности, характерное для взглядов Герцена. Понятия личности, индивидуальности и жизни в их глубоком метафизическом значении заменяются социологическими категориями "разумного эгоизма", материальных потребностей и социальной среды. В результате в статьях Чернышевского начинает господствовать то самое сочетание естественнонаучного материализма, воинствующего позитивизма, социального утопизма и политического радикализма, которое стало предельно характерным для всех представителей рассматриваемого направления вплоть до В.Ленина.

В работе "Антропологический принцип в философии", наиболее полно передающей зрелые воззрения Чернышевского, он интерпретирует "антропологический принцип" совершенно по-иному, чем это делал Фейербах; этот принцип имеет теперь мало общего и с основным принципом философии Герцена. "Принципом философского воззрения на человеческую жизнь, - пишет Чернышевский, - со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма; наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека". Идею единства человеческой сущности Чернышевский использует не для того, чтобы подчеркнуть самобытность человеческой личности по отношению к окружающему миру, как это было у Герцена и (в какой-то степени) у Фейербаха, а для того, чтобы устранить эту самобытность, представить человека как такой же точно продукт химических реакций, как элементарная протоплазма. Сущностное различие между неживой природой и живыми организмами, точно так же как различие между животными и человеком, Чернышевский сводит к чисто количественному различию степени развитости тех или иных качеств и способностей. В частности, он полагает, что наука однозначно доказывает "одинаковость теоретической формулы, посредством которой выражается процесс, происходивший в нервной системе Ньютона при открытии закона тяготения, и процесс того, что происходит в нервной системе курицы, отыскивающей овсяные зерна в куче сора и пыли"; разница здесь - только в "размере процесса".

Такая точка зрения на человека ведет к тому, что последний вместе со всеми своими нравственными и духовными проблемами целиком подпадает под юрисдикцию точной ("позитивной") науки. Научное познание, как полагает Чернышевский, сделало настолько заметные успехи в исследовании природы, что теперь появляется основание для перенесения научного метода и на исследование нравственных проблем. Собственно говоря, он не видит особых трудностей в "позитивном" решении этих проблем и дает такой наглядный пример методологии этого решения: "Тот факт, что Иван стал плотником, а Петр - кузнецом, показывает только, что при известных обстоятельствах, бывших в жизни Ивана, человек становится плотником, а при известных обстоятельствах, бывших в жизни Петра, становится кузнецом. Точно так же при известных обстоятельствах человек становится добр, при известных - зол". Здесь со всей наглядностью выступает известная концепция обусловленности всех нравственных качеств человека влиянием социальной среды, которая была чрезвычайно популярной в рассматриваемом направлении русской общественной мысли и, по сути, снимала с личности ответственность за свои поступки. Она естественным образом согласовывалась с социально-политическим радикализмом представителей этого направления: если личность не может быть "лучше", чем та социальная среда, в которой она развивалась, единственным способом изменения человека и его жизни остается насильственное, волевое преобразование социальных условий.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...