Движение к материализму и позитивизму. Н. Чернышевский
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Формирование основных философских направлений (первая половина XIX века) / Движение к материализму и позитивизму. Н. Чернышевский
Страница 4

Впрочем, у Чернышевского эта концепция не была проведена во всей строгости; ей в определенной степени противоречил принцип "разумного эгоизма", на основании которого Чернышевский предполагал выстроить "строго научную" этическую систему. Этот принцип формулируется таким образом: "При внимательном исследовании побуждений, руководящих людьми, оказывается, что все дела, хорошие и дурные, благородные и низкие, геройские и малодушные, происходят во всех людях из одного источника: человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия". Сводя понятие добра к понятию (личной) пользы, Чернышевский полагал, что совершенное общество должно возникнуть в результате создания таких социальных условий, в которых каждый человек смог бы правильно осознать свою "пользу" и реально организовать свою жизнь для ее достижения, не препятствуя в этом другим людям. Утопический проект общества "разумных эгоистов" был намечен им в известном романе "Что делать?" (1863).

Творчество Чернышевского, его жизнь дают еще один яркий пример приоритета жизненной, практической стороны философии над ее чисто теоретической стороной. Чернышевский вряд ли может быть признан глубоким и оригинальным мыслителем, однако он стал живой легендой для нескольких поколений русской революционной интеллигенции. Сложившийся в отношении него образ философа-практика, философа-революционера в сильной степени повлиял на последующее развитие русской общественно-политической и философской мысли. Непосредственным продолжателем линии Чернышевского, особенно в части практического значения философских идей, стал Дмитрий Писарев (1840-1868), самый яркий теоретик русского нигилизма. Позже наследие Чернышевского было воспринято русским марксизмом, который в конце века стал главным выразителем социального утопизма и политического радикализма.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...