Наконец, третьим и самым важным элементом христианского мировоззрения (наряду с идеями авторитета и радикального несовершенства бытия) Леонтьев считает представление о совершенном загробном существовании, которое и дает человеку надежду и силы для жизни среди страданий и невзгод. Все попытки улучшить свою земную жизнь рано или поздно терпят крах, показывают лживость идеала совершенной земной жизни, но эти неудачи только укрепляют веру -веру в загробное блаженство. Именно об укреплении этой веры и о своем личном спасении должен заботиться каждый, а не о "всемирном братстве", "грядущей гармонии в любви" и тому подобных идеалах. Понятно, что на этом основании Леонтьев обрушивается на Достоевского, у которого идеалы земного совершенства и земной любви полностью заслоняют веру в "райское" загробное существование. Не приемлет он и учения Л.Толстого, называя его "розовым христианством", за то, что здесь господствует идея любви, пусть и без ясно выраженного идеала земного совершенства. Более сложным было отношение Леонтьева к Вл. Соловьеву. Леонтьев очень высоко оценивал первые труды Соловьева за то, что в них был очень глубоко передан мистический дух христианского учения, утраченный современной прагматической цивилизацией. Однако при этом он критиковал убеждение Соловьева в органическом духовном единстве человечества (означавшее в конкретной политической сфере необходимость сближения России с Европой и православия с католицизмом) и тем более его убеждение в возможности реализации идеала божественного совершенства (всеединства) уже в земной жизни человека. Усиление последней составляющей взглядов Соловьева в его зрелых трудах привело к окончательному разочарованию Леонтьева в своем младшем современнике и к полному прекращению их личного общения.
Проведенный анализ религиозной концепции Леонтьева, находящейся в центре его мировоззрения, помогает лучше понять смысл той резкой критики, которую он обрушивает на западную цивилизацию и западную культуру, на идеалы прогресса, демократии, прав человека и т. п. В стремлении к материальному благополучию и всеобщему земному благоденствию Леонтьев усматривал забвение религиозных, мистических основ нашего бытия и извращение подлинных целей человеческой жизни. Эвдемонизму, понятому как (ложная) "вера в то, что человечество должно достичь тихого, всеобщего блаженства на этой земле", он противопоставляет радикальный христианский аскетизм, как единственно верную форму отношения к миру и к своей жизни. Идеалом человеческого бытия для него выступает монашество. В монашеской жизни с наибольшей полнотой реализуются все главные позитивные цели жизни, поэтому каждый человек должен не только уважать монахов за их святость, но и понимать, что различие между монахом и правоверным мирянином носит только количественный характер. "Монах, в сущности, - все тот же православный христианин, как и не монах, только поставленный в особые, благоприятные для строгой жизни условия; и мирянин верующий, в сущности, - все тот же аскет, только с большею свободой". Значение монашества в том, что причастные ему люди даже в благоприятных внешних обстоятельствах не забывают о тяготах земного бытия и демонстрируют всем эти тяготы через свой аскетический подвиг.
Смотрите также
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...