На самом деле по основным принципам своего философского мировоззрения Ницше оказывается таким же антиподом Леонтьева, как и Достоевский. В ключевой проблеме соотношения Бога и человека Достоевский и Ницше в равной степени полагают более важным человека, в то время как Леонтьев абсолютно принижает человека перед Богом. И в этом он оказывается ближе к Л. Толстому, который, хотя и разошелся с догматической религией и традиционной церковью, но отрицал (в поздних сочинениях) абсолютное значение отдельной личности, выражающееся в ее творческой деятельности в мире. Несмотря на множество частных расхождений, Леонтьев и Толстой в своих философских представлениях в равной степени дали радикальное выражение той имперсоналистической, "анти-личностной" тенденции в развитии русской философии, исток которой обнаружился у Чаадаева и первых славянофилов и которая противостояла главной линии развития, особенно ясно проявившейся в творчестве Достоевского. Позже, уже в XX в., последнюю попытку построить связное философское мировоззрение на основе такого же точно "умаления" значения личности по отношению к Богу и церкви предпринял П. Флоренский. И очевидная неудача этой попытки дала окончательное доказательство бесперспективности этого пути развития.
Однако, подчеркивая негативные моменты в системе взглядов Леонтьева, нельзя забывать об определенном положительном воздействии, которое его труды оказали на молодое поколение русских философов. Наперекор общей тенденции к позитивистскому упрощению всех проблем, к прагматическому "снижению" смысла философских построений, Леонтьев неизменно апеллировал к глубокому духовному, мистическому смыслу жизни и культуры. Демократической простоте материального прогресса он противопоставлял иерархическую сложность вечного духовного бытия, в котором и заключено главное для человека. Взаимосвязь человеческой личности с этим бытием и стала важнейшей темой для философов нового поколения.
Смотрите также
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...