Лев Михайлович Лопатин (1855-1920) был одним из характернейших представителей возникшей в России в конце XIX в. академической философии. Закончив в 1879г. историко-филологический факультет Московского университета, Лопатин с 1883 г. начал научную и педагогическую деятельность на кафедре философии и до конца жизни оставался связанным с университетом. В 1886 г. он защищает магистерскую, а в 1891 г. докторскую диссертации, которые в сумме составили два тома его труда "Положительные задачи философии". С 1899 г. Лопатин возглавляет Московское психологическое общество, быстро ставшее одним из важнейших центров академической философии в России, и занимает пост его председателя до момента закрытия Общества в 1918г. В 1889г. при Московском психологическом обществе начинает издаваться журнал "Вопросы философии и психологии", который стал главным общенациональным философским журналом России. С 1894 г. Лопатин принимает активное участие в редактировании и издании журнала, с 1896г. он становится его соредактором, а с 1905 по 1918гг. (год закрытия журнала) - единственным и бессменным его руководителем. Умер Лопатин в 1920г. в Москве в период голода и разрухи, вызванных Гражданской войной.
Философское творчество Лопатина обладает гораздо большей цельностью и ясностью, чем творчество многих других русских философов. Мы не находим здесь существенного многообразия исходных принципов, однако основополагающие свои идеи Лопатин прорабатывает чрезвычайно детально и систематично. Главное убеждение, пронизывающее его работы, - это убеждение в абсолютной самобытности личности человека и абсолютном значении его духовной, творческой индивидуальности. Все метафизические построения Лопатина направлены на обоснование этого убеждения и разъяснение его смысла. В связи с этим Лопатина по праву можно признать одним из самых последовательных персоналистов в русской философии (наряду с Н. Лосским, непосредственно следовавшим за ним в основном метафизическом постулате, и Н.Бердяевым, развивавшем персоналистические идеи на существенно ином метафизическом основании).
Полагая, что человек в своем духовном существе является абсолютным центром реальности, Лопатин делает особый акцент на творческом начале человеческой личности. Сама суть личности, духовного начала человека - в постоянной творческой активности; "дух сам в себе, в своей внутренней действительности есть потенция или мощь новых проявлений или новых актов, непрерывно расширяющих конкретное содержание его бытия". На основании этого определения Лопатин резко противопоставляет физический (материальный) мир и мир духовный. "Основное свойство материи, - пишет он, - инертная эквивалентность при внешней подвижности; основное свойство духа - способность действительного развития". Это противопоставление заставляет Лопатина особое внимание уделить вопросу о взаимосвязи двух сосуществующих "миров" и объяснению причин возникновения их радикального противостояния в едином бытии. Он не смог решить все возникающие здесь проблемы; однако его подходы к этим проблемам представляют большой интерес и перекликаются с некоторыми концепциями западной философии XX в. (особенно с концепцией А. Бергсона).
Одна из ключевых проблем, которую Лопатин ставит перед собой и пытается решить в связи с тезисом о противостоянии творческого начала духа и косного материального мира, - это проблема свободы воли, или, в более точной постановке, проблема взаимоотношения однозначной причинности мира физических объектов и свободной причинности духа. Рассматривая различные концепции причинности, Лопатин приходит к выводу, что убеждение во всеобщей необходимости причинной связи, не оставляющей места свободе нашей воли, является следствием развития научного познания. Именно успехи точного естествознания в освоении законов физического мира привели к тому, что физическая, механическая причинность была признана за универсальную форму причинности вообще. Современное понятие о причинности, утверждает Лопатин, "извлечено из данных физики; его подлинная опора есть механический закон сохранения движения, поставленный в основу объяснения законов природы еще со времен Декарта; его научное подтверждение можно найти лишь в явлениях вещественного мира, и оно по аналогии только переносится на явления жизни и духа".
Возрождение более правильного, более глубокого, метафизического воззрения на причинность должно начаться с ясного осознания того, что представление о физической связи явлений возникает достаточно поздно в человеческом сознании и не является исходным, оно само базируется на указанном более глубоком понимании причинности, и только невнимательность и укоренившаяся традиция заставляет нас явно вторичное понимание ставить на место первичного. "Очевидно, общечеловеческое понятие о причинности гораздо шире современного физического понятия о ней и вовсе не включает непременной мысли об абсолютном единообразии феноменов природы. Весь смысл этого понятия в следующем: всякая действительность предполагает силу, в ней действующую, - утверждающий ее акт, ее производящее усилие, всякая проявленная энергия подразумевает предшествующую мощь такого проявления, как объяснял причинную связь еще Аристотель. В прирожденном каждому уму законе причинности ничего, кроме этого, и не утверждается: мы должны искать деятеля - раз дано действие". Очевидная первичность понимания причинности как свободы и творчества следует хотя бы из того, что только оно дает идею рождения нового, без которой мы не можем понять ни себя самих, ни окружающий мир; в то же время понимание причинности как необходимости и повторяющейся закономерности связано только с представлением о продолжении уже существующих процессов и явлений.
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...