Возвращаясь к спиритуализму Лопатина, нужно еще раз подчеркнуть, что его концепция мира субстанций не несет в себе ничего особенно оригинального и является достаточно банальной версией лейбни-цеанства, дополненного идеей взаимодействия монад. В своем "истинном" бытии реальность, согласно Лопатину, есть совокупность вечных субстанций, взаимодействующих между собой и в этом взаимодействии порождающих в себе и в других субстанциях совокупность ощущений, восприятий, представлений, мыслей и т. д., которые и формируют в совокупности мир, называемый нами "реальным", "внешним" миром. Исследуя этот последний, мы должны постоянно помнить о его происхождении из творческой деятельности сверхфеноменального мира субстанций, который постигается нами в метафизическом познании. Спиритуализм, та форма метафизики, которая понимает истинную реальность как совокупность творческих, бессмертных субстанций, по Лопатину, есть единственная верная форма метафизики, резко противостоящая двум ложным ее формам - материализму, субстанциализирующему множественность проявлений субстанции, и "феноменизму", правильно замечающему несамостоятельность феноменов сознания, но не доходящему до осознания их источника - совокупности деятельных субстанций. Очевидно, что эта классификация типов философии очень похожа на ту, которую ранее осуществил Козлов (см. выше).
В сочинениях Лопатина достаточно большое место занимает этическая проблематика (одна из центральных его работ посвящена обоснованию свободы воли, необходимой для представления о моральной ответственности человека). Однако никакой оригинальной этической концепции мы у Лопатина не находим. В соответствии с общей идеей многих русских философов Лопатин понимает зло как обособление, эгоистическое самоутверждение отдельной личности (субстанции), разрушающее органическую взаимосвязь субстанций; наоборот, добро - это устремление к еще большему единству и взаимозависимости субстанций. При этом Лопатин считает, что выбор своего нравственного идеала каждая субстанция осуществляет совершенно свободно, и именно в этом выборе наиболее радикально проявляется свобода ее воли. Одна из немногих оригинальных черт этики Лопатина - это диалектическое понимание соотношения "альтруизма" и "эгоизма". Все большее органическое единство субстанций не может и не должно означать умаления ценности отдельных субстанций, наоборот, в органическом целом каждая субстанция-личность должна с еще большей полнотой раскрыть свои потенции и свое значение в бытии; "идеальная цель мира есть реализация полноты его бытия, т. е. всеобщей внутренней гармонии рядом с совершенством каждого индивидуального звена, его составляющего. Задача жизни в ее всепроникающей творческой организации". Нетрудно увидеть близость этого идеала к представлению об органическом единстве "метафизических существ" в философии Вл. Соловьева (см. раздел 6.5).
Смотрите также
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...