Персоналистическая метафизика Л.Лопатина
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Русское лейбницеанство и кантианство / Персоналистическая метафизика Л.Лопатина
Страница 5

Возвращаясь к спиритуализму Лопатина, нужно еще раз подчеркнуть, что его концепция мира субстанций не несет в себе ничего особенно оригинального и является достаточно банальной версией лейбни-цеанства, дополненного идеей взаимодействия монад. В своем "истинном" бытии реальность, согласно Лопатину, есть совокупность вечных субстанций, взаимодействующих между собой и в этом взаимодействии порождающих в себе и в других субстанциях совокупность ощущений, восприятий, представлений, мыслей и т. д., которые и формируют в совокупности мир, называемый нами "реальным", "внешним" миром. Исследуя этот последний, мы должны постоянно помнить о его происхождении из творческой деятельности сверхфеноменального мира субстанций, который постигается нами в метафизическом познании. Спиритуализм, та форма метафизики, которая понимает истинную реальность как совокупность творческих, бессмертных субстанций, по Лопатину, есть единственная верная форма метафизики, резко противостоящая двум ложным ее формам - материализму, субстанциализирующему множественность проявлений субстанции, и "феноменизму", правильно замечающему несамостоятельность феноменов сознания, но не доходящему до осознания их источника - совокупности деятельных субстанций. Очевидно, что эта классификация типов философии очень похожа на ту, которую ранее осуществил Козлов (см. выше).

В сочинениях Лопатина достаточно большое место занимает этическая проблематика (одна из центральных его работ посвящена обоснованию свободы воли, необходимой для представления о моральной ответственности человека). Однако никакой оригинальной этической концепции мы у Лопатина не находим. В соответствии с общей идеей многих русских философов Лопатин понимает зло как обособление, эгоистическое самоутверждение отдельной личности (субстанции), разрушающее органическую взаимосвязь субстанций; наоборот, добро - это устремление к еще большему единству и взаимозависимости субстанций. При этом Лопатин считает, что выбор своего нравственного идеала каждая субстанция осуществляет совершенно свободно, и именно в этом выборе наиболее радикально проявляется свобода ее воли. Одна из немногих оригинальных черт этики Лопатина - это диалектическое понимание соотношения "альтруизма" и "эгоизма". Все большее органическое единство субстанций не может и не должно означать умаления ценности отдельных субстанций, наоборот, в органическом целом каждая субстанция-личность должна с еще большей полнотой раскрыть свои потенции и свое значение в бытии; "идеальная цель мира есть реализация полноты его бытия, т. е. всеобщей внутренней гармонии рядом с совершенством каждого индивидуального звена, его составляющего. Задача жизни в ее всепроникающей творческой организации". Нетрудно увидеть близость этого идеала к представлению об органическом единстве "метафизических существ" в философии Вл. Соловьева (см. раздел 6.5).

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...