Наследник Достоевского
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / "Спор о христианстве": В.Розанов / Наследник Достоевского
Страница 3

Но самая глубокая и неизменная идейная близость связывала Розанова с Достоевским. Как вспоминал сам Розанов, он еще в гимназии, прочитав "Преступление и наказание", открыл для себя загадочно-манящий мир идей и образов Достоевского. Во всем своем последующем творчестве он неизменно обращался к Достоевскому в поисках ответов на самые главные вопросы бытия. Можно утверждать, что Розанов оказался первым русским мыслителем, который не просто повторял наиболее известные и явные - и поэтому не главные - мысли Достоевского, а проник к самым важным и глубоко скрытым его идеям. В своей "Легенде .", сравнивая Достоевского с Толстым, Розанов полагает, что в то время как последний является "художником жизни в ее завершившихся формах", первый является аналитиком "неустановившегося в человеческой жизни и в человеческом духе", его взгляд направлен на два главных момента в историческом развитии жизни, составляющих суть ее загадки, - на ее "зарождение" и "разложение". Отражение этих моментов в творчестве Достоевского Розанов будет анализировать во многих своих более поздних статьях. Однако в "Легенде ." он главное внимание обращает на совсем другую составляющую исканий Достоевского, которая окажется самой важной и для него самого, - на проблему значения религиозной веры для существования и развития человека (отдельной личности и всего человечества).

В "Легенде ." явно чувствуется отзвуки воззрений, высказанных в книге "О понимании". Описывая суть своего подхода к человеку, Розанов утверждает, что в трех своих главных способностях - чувстве, разуме, воле - человек предназначен к гармонии с бытием; и эта гармония отражена в понятиях (идеалах) добра, истины и свободы. "И так как идеалы эти ни в каком случае не могут быть признаны дурными, то и природа человеческая в своей первоначальной основе должна быть признана доброю, благою". Безусловно, в этом пункте на Розанова оказал влияние Толстой с его мировоззренческим оптимизмом, близким к тому, который был характерен для эпохи Просвещения. Этот оптимизм в понимании человеческой природы сохранится во всех работах Розанова, однако в последующем он приобретет гораздо более сложное и реалистическое выражение по сравнению с наивно-прямолинейным оптимизмом Толстого. Как же происходит продвижение человека к указанным выше идеалам? И какие факторы помогают этому продвижению или мешают ему? В связи с этими вопросами Розанов и обращается к Достоевскому и его Легенде о Великом Инквизиторе.

Центральная идея того главного периода творческой деятельности Достоевского, который был открыт романом "Преступление и наказание", утверждает Розанов, - это идея абсолютного значения человеческой личности. Достоевский "восстал" против устройства современной цивилизации, в которой человек рассматривается не как абсолютная цель, а как средство для достижения каких-то всеобщих - общечеловеческих, общенародных, государственных и т. п. - интересов. "Как агрегат физиологических функций, между которыми одна есть сознание, человек есть, конечно, только средство, - по крайней мере всякий раз, когда такового требует иное и большее число подобных же физиологических агрегатов. Совершенно иное увидим мы в нем, признав его мистическое происхождение и мистическую природу: он носит отблеск Творца своего, в нем есть Лик Божий, не померкающий, не преклоняющийся, но драгоценный и оберегаемый". Поэтому искажение религии, религиозного сознания человека оказывается самым опасным, гибельным нарушением хода жизни, а восстановление "истинных" религиозных воззрений - единственным способом вернуть человечество на правильный путь развития и предотвратить его моральную и физическую деградацию. В Легенде о Великом Инквизиторе Достоевского Розанов находит именно эту мысль. Достоевский осознавал, что человек не является всецело рациональным существом, он не верил в возможность его понимания с помощью науки и рациональной философии: адекватное выражение идеи об абсолютности личности может быть дано только в религиозном (иррациональном) воззрении на человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

Две особенности русского марксизма
...

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...