Наследник Достоевского
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / "Спор о христианстве": В.Розанов / Наследник Достоевского
Страница 4

Религия жизненно необходима человеку, и идея Бога помимо всяких рациональных доказательств рождается в человеческом сознании как необходимая основа для правильного представления о себе самом. Иван Карамазов, автор Легенды о Великом Инквизиторе в романе "Братья Карамазовы", является человеком, который очень глубоко осознает необходимость идеи Бога и безусловно несет ее в себе. Однако между этой идеей и жизнью человека в мире возникает неразрешимое противоречие, которое и является источником "бунта" Ивана. Наличие в душе Ивана идеи Бога как высшего совершенства заставляет его "восстать" против Бога за несовершенный мир и несовершенного человека. "Мы . встречаемся с оборотом мышления, совершенно неизвестным: тварь не отрицает Творца своего, она Его признает и знает; она восстает против Него, отрицает творение Его и с ним - себя, ощутив в порядке этого творения несовместимое с тем, как именно сама она сотворена. Воля высшая и мудрая, из непостижимого Источника излитая в мироздание, в одной частице его, которая именуется человеком, восстает против себя самой и ропщет на законы, по которым она действует". Значение Легенды и всей искусной диалектики веры и неверия, изложенной в ней, заключается в том, что здесь в ясной форме выражены все те проблемы, с которыми с неизбежностью сталкивается любой человек, пытающийся глубоко осмыслить содержание своей веры. Здесь перед нами предстают вечные антиномии религиозного сознания, без выявления которых вера не сможет стать настоящей и благотворной.

Розанов подчеркивает, что переживание этих антиномий ведет к двум возможным исходам: либо к утрате веры и, как следствие, к падению во мрак неразрешимых сомнений и небытия (что и происходит в романе с Иваном Карамазовым, сходящим с ума), либо к переходу на новый, более высокий уровень веры, преодолевающей недостатки первоначальной веры, не прошедшей еще искуса сомнения. Именно ради того, чтобы доказать возможность этого второго исхода, дающего разрешение всех мучительных сомнений, разрывающих наше религиозное сознание, Достоевский, как считает Розанов, делает идейным центром романа "Братья Карамазовы" эпизод с "бунтом" Ивана и его Легенду о Великом Инквизиторе. В заключительных разделах работы Розанова ярко проявляются его славянофильские увлечения. Рассматривая три основных христианских конфессии, он признает католицизм и протестантизм односторонними формами веры, неспособными преодолеть антиномии религиозного сознания. И лишь православие выступает здесь в качестве универсальной и высшей формы, через которую все человечество должно прийти к новому уровню понимания себя и поверить в реальность своей высшей цели - в достижимость гармонии между каждой личностью и миром. "Седой священник служит всенощную. Посреди церкви, на аналое, лежит образ, и неторопливо тянутся к нему из своих углов несколько стариков и старух. Всмотритесь в лица всех этих людей, прислушайтесь к голосу их. Вы увидите, что то, что уже утеряно всюду, что не приходит на помощь любви и не укрепляет надежду, - вера - живет в этих людях. То сокровище, без которого неудержимо иссякает жизнь, которого не находят мудрые, которое убегает от бессильно жаждущих и гибнущих, - оно светится в этих простых сердцах; и те страшные мысли, которые смущают нас и тяготят мир, очевидно, никогда не тревожат их ум и совесть . С этим покоем сердца, с этой твердостью жизни могут ли сравниваться экзальтация протестантизма и всемирные замыслы великой и гибнущей Церкви?"

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Две особенности русского марксизма
...

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...