Греческая философия, подчинив человека мировой необходимости, олицетворенной в Судьбе, лишила человека способности желать - желать по-настоящему своего, того, что идет из самой глубины его живой сущности. Но внутреннюю энергию желания нельзя уничтожить пока человек жив, поэтому разуму необходимо было подчинить эту энергию своему господству. И разум сконструировал идеал добра, который должен был стать абсолютной и неизменной целью всех человеческих стремлений. В одной из своих работ Шестов дает парадоксальный анализ платоновского диалога "Горгий", в котором Сократ спорит с софистом Калликлом о справедливости. Туповатый Калликл, казалось бы, неспособный вызвать у читателей ничего, кроме явной насмешки, становится для Шестова выразителем глубокой истины, противостоящей поверхностным "истинам" разума. Калликл отвергает все аргументы Сократа в пользу того, что в мире есть объективное добро, которое мы должны открыть с помощью нашего разума и которому мы обязаны подчиниться как высшему и незыблемому началу, он не может согласиться желать только того, что "санкционировано" объективным добром, не хочет приносить себя в жертву добру. "Сколько бы и как искусно ни доказывал Сократ, Калликл не даст себя убедить. Задачу человека на земле он видит в том, чтобы найти возможность осуществлять свою волю . Для него свобода несовместима с покорностью. Он также не хочет зависеть от общего закона, как и от власти другого человека. Он хочет сам законодательствовать во всех областях, он хочет, чтобы на скрижалях завета были выгравированы его слова и повеления. Но как ни пылок и смел был Калликл, в истории победа записана не за ним".
Сократ победил потому, утверждает Шестов, что уже до него греческая мысль отдала живого человека под власть абстрактного разума, подчинила жизнь необходимости. И чтобы довершить разрушение всех подлинных человеческих ценностей, Сократ сотворил добро, причем сотворил его из ничто - из "материала", предоставленного ему разумом вместо уничтоженной жизни. "Никто никогда в прежней жизни добра не видел, потому что до Сократа добра вовсе и не было нигде во вселенной . Чтобы попасть в созданный Сократом мир, нужно отречься от мира, созданного Богом". Сократ оказался, по убеждению Шестова, одним из "демонов", помогших разуму и необходимости закабалить человека, замкнуть его жизнь в железную клетку законов; и одним из главных инструментов этого закабаления стало "добро" и все идеи и идеалы, связанные с понятиями добра и истины.
В этом контексте Шестов дает свою интерпретацию мифа о грехопадении первого человека, соответствующее рассуждение становится постоянной темой всех его последующих работ. Два райских дерева - дерево жизни и дерево познания добра и зла, - согласно Шестову, символизируют два типа отношений человека к Богу, к источнику бытия и жизни. Безгрешный человек, порожденный Богом, находился в полном единстве с Богом, с источником жизни и поэтому обладал абсолютной свободой, в его жизни не было ничего, что можно было бы назвать необходимостью. Сорвав яблоки с древа познания, человек оторвал себя от источника жизни и передал в полную власть разуму, тут же сковавшего его оковами необходимости и закономерности. Разум человека - это и есть библейский "змей", который соблазнил человека, пообещав ему, что он будет подобен Богу, если обретет знание.
Смотрите также
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...