Философские идеи П. Струве
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Этика и социальная философия П. Струве, П. Новгородцева и Б. Вышеславцева / Философские идеи П. Струве
Страница 3

Неполнота рационального, научного познания, его неспособность схватить все бесконечное содержание таинственного, мистичного бытия обусловливают значение религии и религиозного чувства в жизни человека и в развитии культуры. Религия есть уникальная, ничем не заменимая связь личности со всей бесконечной полнотой бытия, трансцендентной сознанию, возвышающейся над всей сферой рациональности, - причем только эта связь и обосновывает значимость рациональности, рационального познания как частной формы отношения к бытию. Так понятая религия, конечно же, имеет мало общего с догматической, церковной религиозностью; естественно, что Струве резко отрицательно относился к любым формам догматизма и догматической религии - от исторического христианства до "Религии Третьего Завета" Мережковского; "Для современного сознания, - пишет он, - усиление подлинной религиозности может заключаться лишь во все большем и большем преодолении догматизма". Религия и связанное с ней мистическое чувство полноты бытия, по Струве, отвечают своему назначению только в том случае, если они имеют в своей основе абсолютно индивидуальные творческие усилия отдельной личности. "Вообще современным людям нельзя проповедовать никакой религии. Это не значит, что настоящая религия умерла в людях. Но она ушла внутрь человека, она стала стыдливым, интимным, непредсказуемым выражением человеческого существа". Только свободная, личная религия, не имеющая никакого догматического оформления и не требующая его, выполняет стоящую перед ней задачу - обеспечивает формирование и духовный рост личности, немыслимый без приобщения человека к мистической полноте бытия, - и тем самым способствует плодотворному развитию культуры и правильной организации общественной жизни. Особенно много внимания в своих статьях Струве уделял последней проблеме, проблеме правильной организации общества и роли отдельной личности в обществе, поэтому ее нужно рассмотреть более подробно.

На первом этапе своего творческого развития Струве позитивно оценивал марксизм за то, что он с научных позиций доказывал неизбежность перехода экономики любой страны в капиталистическую стадию. Это мнение он сохранил неизменным и после того, как перестал признавать марксизм универсальным социальным и философским учением. Точно так же на протяжении всей своей жизни Струве признавал определенную правоту социализма; она заключается в самом представлении об идеальном состоянии общества, о возможности развития общества в направлении к этому идеальному состоянию. Однако конкретное содержание этого идеального состояния и тем более те меры, которые социалистическое учение (особенно в варианте, предлагаемом Марксом) выдвигало в качестве необходимых для реализации идеального состояния, Струве признавал абсолютно ложными, упускающими из виду самый важный фактор общественного прогресса - отдельную личность.

В учении Маркса предполагается, что переход общества от наличного несовершенного состояния к совершенному может быть осуществлен исключительно внешними мерами, с помощью определенных, заранее рассчитанных изменений форм внешней жизни людей (экономической, социальной, политической). Это было бы возможно только в том случае, если бы общество и отдельный человек были простыми объектами, допускающими исчерпывающее постижение с помощью рациональных средств науки. По мнению Струве, это предположение вступает в вопиющее противоречие с жизнью. Человек и общество столь же бесконечны, таинственны и мистичны, как все бытие, поэтому их точное и исчерпывающее познание невозможно, а значит, невозможно и преобразование общества к совершенному состоянию с помощью простого набора внешних мероприятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...