Философия права П. Новгородцева
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Этика и социальная философия П. Струве, П. Новгородцева и Б. Вышеславцева / Философия права П. Новгородцева
Страница 4

В гностико-мистической парадигме представление об истории и историческом развитии человечества в значительной степени определялось манихейской традицией, исходящей из наличия в мире двух независимых, борющихся начал - рационального и иррационального, благого и злого. Поскольку рациональное, благое начало не является всемогущим и не способно раз и навсегда преодолеть и "победить" иррациональное начало, история обладает противоположными качествами: она закономерна, целесообразна и в то же время, несмотря на эту целесообразность, - непредсказуема. Присутствие рационального начала в мире и в человеке позволяет сформулировать некий идеал, который является целью человека, который мы должны воплотить в истории, однако этот идеал не может быть окончательно реализован в эмпирической реальности, в историческом времени. Главным здесь оказывается трагическое ощущение разорванности нашего бытия, невозможности достичь идеала, за который, тем не менее, мы обязаны непрерывно бороться.

Как показывает в своей работе Новгородцев, вплоть до конца XIX в. в представлениях о характере и цели общественного развития господствовала первая точка зрения. Именно поэтому такое влияние имела утопия "земного рая", присутствующая во всех политических идеологиях Запада, включая идеологию либерализма. Однако История второй половины XIX в. поставила под сомнение эту утопическую веру в легкую достижимость идеального состояния общества. В самой европейской философии в качестве альтернативы этой вере стало распространяться убеждение в полной иррациональности истории и невозможности для человека каким-либо образом повлиять на ее ход. Но русская философия нашла более гибкий вариант осмысления истории, исходящий из понимания глубокого трагизма человеческого существования в мире - существования на самом острие борьбы добра со злом, рационального с иррациональным. Здесь уместно вспомнить удачные слова В. Зеньковского, который называл мировоззрение, характерное для русской философии, "мистическим реализмом" (см. раздел 1.1). Это мировоззрение существенно отличается от традиционного христианского видения мира, в котором сверхприродный, божественный порядок признается бесконечно более высоким по своей ценности, чем земной, господствующим над земным бытием. Эта последняя точка зрения может вести к исторической пассивности: "Попытки рассматривать сверхприродный порядок как норму для человеческой жизни приводит к отрицанию относительного ради абсолютного, к пренебрежению исторической работы человечества". Но это может вести и к традиционному утопизму - к желанию немедленного и окончательного устранения несовершенного бытия ради совершенного, идеального.

Дуальное восприятие мира, характерное для русского мировоззрения, также склонно у утопизму, но он отмечен совершенно другими чертами в сравнении с "классическим" западным утопизмом. Он создает идеал, который осознается как необходимый для человека в истории и в то же время как недоступный нам в реальном историческом времени. Как пишет Новгородцев, "для исторической жизни человечества абсолютный идеал всегда останется вечным требованием и призывом. Не блаженство и успокоение дает он людям в их историческом труде, а вечное стремление и беспокойство. Осуществляясь в эмпирических условиях лишь отчасти, лишь относительно, самым осуществлением своим он порождает в человеке стремление, которое, воплощаясь в жизни, в свою очередь, становится пред новым неудовлетворенным стремлением. Так создается ряд усилий и действий, уходящих в бесконечность".

Каждая эпоха в истории и каждый народ в своем историческом развитии по-своему реализуют одно и то же стремление к идеалу. Этот идеал не может быть разным для них, поскольку его смысл универсален - это выявление абсолютной природы человеческой личности в ее взаимосвязи с другими личностями, реализация тех ценностей, которые открываются в акте "предстояния" человека перед Абсолютом, в акте слияния с Абсолютом. Но эмпирическое выражение указанного универсального идеала может быть разным, это и обусловливает разнообразие культур, эпох, типов развития. Правильная точка зрения на указанное разнообразие состоит в том, чтобы видеть за ним абсолютный источник, который обусловливает осмысленность любого творческого проявления человека в истории. Как пишет Новгородцев, "прогресс относительных явлений бесконечен, но в каждой ступени этого относительного прогресса осуществляется Абсолютное . Для того воззрения, которое видит в абсолютном идеале живую и реальную силу, естественно полагать, что эта сила не только проявится когда-то, а проявлялась всегда и везде. Поэтому-то "каждый исторический миг полон, замкнут по-своему", каждый период имеет свою ценность и свое завершение". Позже это воззрение на смысл истории развивал в своих трудах "Смысл жизни" и "Духовные основы общества" С. Франк (см. раздел 13.6).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...