Рассматривая развитие общественной философии в конце XVIII и в XIX столетиях, Новгородцев утверждает, что, несмотря на разнообразие направлений, главные ее представители сошлись в общем ожидании грядущего земного рая. "Они были убеждены:
- 1) что человечество, по крайней мере в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования;
- 2) и что они знают то разрешительное слово, ту спасительную истину, которая приведет людей к этому высшему и последнему пределу истории".
Указанное убеждение предполагает, что между личностью и обществом возможна полная гармония, достижимая с помощью достаточно простых средств. Здесь, в свою очередь, заключена предпосылка о простоте и легкой познаваемости сущности человека. Именно в этом и заключается роковая ошибка идеи "земного рая". Предельно упрощая сущность человека и не усматривая в ней никаких глубоких противоречий, препятствующих достижению гармонии между личностью и обществом, личностью и другой личностью, эта концепция оказывается не просто ложной, но очень опасной, поскольку в своем применении к общественной жизни она превращается в инструмент искажения и подавления подлинных, сущностных устремлении и ценностей человека. В этом пункте Новгородцев обнаруживает абсолютное превосходство Канта над Гегелем; именно Кант глубоко осознал трагическую противоречивость бытия человека. "Наше я, наш разум, - пишет об этом Новгородцев, - устанавливает свои законы и нормы, а вокруг него, - и что всего ужаснее, - в нем самом заявляют себя какие-то темные силы, грозные призраки, непонятные влечения, и светлое равновесие духа, его царственное величие оказывается задачей, которую еще необходимо решить, а не результатом, который уже достигнут. Дух находит перед собою, во внешних условиях своего проявления - препятствие и преграду; между духом и природой, между я и не я, между субъектом и объектом существует разлад - вот где источник философского дуализма, который с такой силой раскрыт и запечатлен в системе Канта. С величавым спокойствием философа, без крика боли, без ужаса, без содрогания, Кант раскрыл эту глубину мировых противоречий; он обнаружил такие пропасти и бездны, которые уже никакая философская мысль не могла закрыть и уничтожить" .
Идея "земного рая" неизбежно требует подчинения отдельной личности обществу и общественным учреждениям. В противовес этому, Новгородцев, утверждая равноправие и диалектическую взаимообусловленность личности и общества, все-таки именно личность признает источником и целью общественного процесса. "Не вера в земной рай, который оказывается по существу недостижимым, а вера в человеческое действие и нравственное долженствование - вот что становится здесь перед нами. Не обетованная земля, а непреклонная личность - такова наша последняя опора".
Не отрицая возможности выдвижения общественного идеала, более того, полагая, что усилия по его реализации в истории являются совершенно необходимыми для плодотворного развития человека и общества, Новгородцев тем не менее считает, что каким бы правильным ни был этот идеал, он никогда не будет воплощен в эмпирической действительности. В этом, центральном, пункте его воззрений наглядно проявляется важнейшая тенденция всей русской философии, о которой мы не раз говорили выше, - ее тяготение к гностико-мистической мировоззренческой парадигме, противостоящей парадигме христианского платонизма (см. раздел 2.2). Здесь полезно еще раз напомнить смысл различия этих двух парадигм, сделав акцент на понимании исторического процесса в каждой из них.
В парадигме христианского платонизма господствует представление о том, что реальность всецело определяется единым, всемогущим и рациональным началом - Абсолютом, Богом. Все, что происходило, происходит и будет происходить в мире, полностью укладывается в некоторый разумный план, источником которого является Абсолют. Естественным следствием этой концепции является утверждение о наличии определенной и достижимой в рамках эмпирического времени цели исторического развития человечества. Истоки этой концепции находятся в иудаизме, классическую форму она приобрела в ортодоксальном христианстве, где целью исторического развития человечества стал "конец света", Страшный суд. Позже, в ее секуляризированных версиях в качестве конечного пункта развития человечества выступали гегелевское Абсолютное Государство и коммунизм как "скачок из царства необходимости в царство свободы" у Маркса (самой современный вариант этого учения представляет идея "конца истории" у А. Кожева и его последователя Ф. Фукуямы). Если в первоначальной христианской версии указанной концепции рациональный смысл мировой истории оставался загадкой для человека, то в секуляризованных ее вариантах уже признается возможность познания этого смысла. Человек способен понять конечную цель истории, более того, своими действиями может способствовать реализации этой цели.
Смотрите также
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства,
одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены
В. С. Соловьевым. Созданная и ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...