Философия права П. Новгородцева
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Этика и социальная философия П. Струве, П. Новгородцева и Б. Вышеславцева / Философия права П. Новгородцева
Страница 3

Рассматривая развитие общественной философии в конце XVIII и в XIX столетиях, Новгородцев утверждает, что, несмотря на разнообразие направлений, главные ее представители сошлись в общем ожидании грядущего земного рая. "Они были убеждены:

  • 1) что человечество, по крайней мере в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования;
  • 2) и что они знают то разрешительное слово, ту спасительную истину, которая приведет людей к этому высшему и последнему пределу истории".

Указанное убеждение предполагает, что между личностью и обществом возможна полная гармония, достижимая с помощью достаточно простых средств. Здесь, в свою очередь, заключена предпосылка о простоте и легкой познаваемости сущности человека. Именно в этом и заключается роковая ошибка идеи "земного рая". Предельно упрощая сущность человека и не усматривая в ней никаких глубоких противоречий, препятствующих достижению гармонии между личностью и обществом, личностью и другой личностью, эта концепция оказывается не просто ложной, но очень опасной, поскольку в своем применении к общественной жизни она превращается в инструмент искажения и подавления подлинных, сущностных устремлении и ценностей человека. В этом пункте Новгородцев обнаруживает абсолютное превосходство Канта над Гегелем; именно Кант глубоко осознал трагическую противоречивость бытия человека. "Наше я, наш разум, - пишет об этом Новгородцев, - устанавливает свои законы и нормы, а вокруг него, - и что всего ужаснее, - в нем самом заявляют себя какие-то темные силы, грозные призраки, непонятные влечения, и светлое равновесие духа, его царственное величие оказывается задачей, которую еще необходимо решить, а не результатом, который уже достигнут. Дух находит перед собою, во внешних условиях своего проявления - препятствие и преграду; между духом и природой, между я и не я, между субъектом и объектом существует разлад - вот где источник философского дуализма, который с такой силой раскрыт и запечатлен в системе Канта. С величавым спокойствием философа, без крика боли, без ужаса, без содрогания, Кант раскрыл эту глубину мировых противоречий; он обнаружил такие пропасти и бездны, которые уже никакая философская мысль не могла закрыть и уничтожить" .

Идея "земного рая" неизбежно требует подчинения отдельной личности обществу и общественным учреждениям. В противовес этому, Новгородцев, утверждая равноправие и диалектическую взаимообусловленность личности и общества, все-таки именно личность признает источником и целью общественного процесса. "Не вера в земной рай, который оказывается по существу недостижимым, а вера в человеческое действие и нравственное долженствование - вот что становится здесь перед нами. Не обетованная земля, а непреклонная личность - такова наша последняя опора".

Не отрицая возможности выдвижения общественного идеала, более того, полагая, что усилия по его реализации в истории являются совершенно необходимыми для плодотворного развития человека и общества, Новгородцев тем не менее считает, что каким бы правильным ни был этот идеал, он никогда не будет воплощен в эмпирической действительности. В этом, центральном, пункте его воззрений наглядно проявляется важнейшая тенденция всей русской философии, о которой мы не раз говорили выше, - ее тяготение к гностико-мистической мировоззренческой парадигме, противостоящей парадигме христианского платонизма (см. раздел 2.2). Здесь полезно еще раз напомнить смысл различия этих двух парадигм, сделав акцент на понимании исторического процесса в каждой из них.

В парадигме христианского платонизма господствует представление о том, что реальность всецело определяется единым, всемогущим и рациональным началом - Абсолютом, Богом. Все, что происходило, происходит и будет происходить в мире, полностью укладывается в некоторый разумный план, источником которого является Абсолют. Естественным следствием этой концепции является утверждение о наличии определенной и достижимой в рамках эмпирического времени цели исторического развития человечества. Истоки этой концепции находятся в иудаизме, классическую форму она приобрела в ортодоксальном христианстве, где целью исторического развития человечества стал "конец света", Страшный суд. Позже, в ее секуляризированных версиях в качестве конечного пункта развития человечества выступали гегелевское Абсолютное Государство и коммунизм как "скачок из царства необходимости в царство свободы" у Маркса (самой современный вариант этого учения представляет идея "конца истории" у А. Кожева и его последователя Ф. Фукуямы). Если в первоначальной христианской версии указанной концепции рациональный смысл мировой истории оставался загадкой для человека, то в секуляризованных ее вариантах уже признается возможность познания этого смысла. Человек способен понять конечную цель истории, более того, своими действиями может способствовать реализации этой цели.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...