Жизнь и творчество Франка
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Метафизическая система С. Франка / Жизнь и творчество Франка
Страница 1

Семен Людвигович Франк, по признанию многих его современников, должен быть признан самым талантливым и оригинальным русским мыслителем XX в. (такое мнение высказывал, например, В. Зень-ковский в своей "Истории русской философии"). Созданная им метафизическая система может быть поставлена в один ряд с самыми известными философскими концепциями XX в.; особенно очевидная идейная близость связывает Франка с М. Хайдеггером.

Франк родился 16 января 1877 г. в Москве. Дед Франка был правоверным иудеем и в 60-е годы XIX в. стал одним из основателей еврейской общины в Москве; через него будущий философ приобщился к древнееврейской культуре и иудейскому богословию, что в дальнейшем сыграло определенную роль в формировании его мировоззрения (в зрелые годы Франка внимательно изучал еврейский философский мистицизм и учение Каббалы). Отец Франка умер, когда ему было всего пять лет; его мать вторично вышла замуж, и отчим Франка В. Зак стал вторым человеком, оказавшим существенное влияние на его юношеское мировоззрение. Зак был близок к революционному народничеству, через него Франк приобщился к идеям народнического социализма и политического радикализма. С 1892 г. семья Франка проживала в Нижнем Новгороде, здесь во время обучения в гимназии он примкнул к марксистскому кружку. С 1894 г. он учится на юридическом факультете Московского университета, но большую часть времени по-прежнему отдает революционной деятельности. В 1899 г. во время студенческих беспорядков Франк написал прокламацию, и это привело к тому, что он был арестован и выслан на два года без права проживания в университетских городах. Франк уехал в Германию и в течение двух лет слушал лекции по политической экономии и философии в Берлинском университете. Здесь же он написал свою первую самостоятельную работу "Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд" (1900).

В 1901 г. Франк возвращается в Россию и сдает государственный выпускной экзамен в Казанском университете. С этого времени он активно занимается философией, зарабатывая на жизнь переводами немецких философских книг. Большое влияние в этот период на него оказал П. Струве, с которым Франк познакомился в 1898 г. В 1902 г. он участвует в сборнике "Проблемы идеализма", где публикует большую статью "Фр. Ницше и этика любви к дальнему". В 1905 г. вместе со Струве он участвует в первом съезде Конституционно-демократической партии. В том же 1905 г. Франк поселяется в С.-Петербурге, где вместе со Струве организует политический еженедельник "Полярная звезда" (в 1906 г. журнал был запрещен цензурой). В конце 1906 г., когда Струве становится владельцем и редактором одного из самых популярных российских журналов "Русская мысль", Франк входит в редколлегию журнала в качестве руководителя философского раздела. Одновременно он активно сотрудничает в журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни".

В 1909 г. Франк становится участником известного сборника "Вехи". В 1912 г. он сдает магистерские экзамены и одновременно переходит в православное вероисповедание, это позволило ему стать приват-доцентом при С.-Петербургском университете. В 1913-1914 гг. он находится в научной командировке в Германии, где создает первую большую философскую работу - книгу "Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания", опубликованную в 1915 г. и защищенную в качестве магистерской диссертации. Эта книга сразу же сделала его одним из лидеров философского движения в России. В 1917 г. выходит его вторая большая книга "Душа человека. Опыт введения в философскую психологию", которую Франк предполагал представить в качестве докторской диссертации, однако революция и последовавшие затем события сделали невозможной защиту диссертации. В сентябре 1917 г. Франк с семьей переезжает в Саратов и становится профессором только что открытого историко-философского факультета Саратовского университета. В 1921 г. он переезжает в Москву, где вместе с Бердяевым основывает Академию духовной культуры. В 1921-1922 гг. Франк издает две небольшие книги "Введение в философию" и "Методология общественных наук".

Страницы: 1 2

Смотрите также

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Две особенности русского марксизма
...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...