Идея личности в ранних работах Франка
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Метафизическая система С. Франка / Идея личности в ранних работах Франка
Страница 1

В работах Франка 1908-1914 гг., предшествовавших первому систематическому изложению его взглядов в книге "Предмет знания", он пытается наметить подход к новой метафизической концепции человека и Абсолюта с помощью последовательного усвоения самых разных систем классической и новой философии. Особенно выделяются здесь статьи, посвященные анализу философских воззрений известных западных мыслителей: Ф. Ницше, В. Штерна, Ф. Шлейермахера, И. Гете, Б. Спинозы.

Понятия личности, творчества и культуры являются ключевыми для Франка, именно их анализ составляет главное содержание его ранних работ (эти же самые понятия лежали в основе философских воззрений П. Струве, который в значительной степени повлиял на формирование философских взглядов своего друга и соратника по общественно-политической деятельности; см. раздел 12.1). Особенно важную роль в творческом развитии Франка имела статья Фр. Ницше и этика любви к дальнему, в которой он разработал своеобразную теоретическую антитезу к своему юношескому увлечению марксизмом и революцией. По сути, здесь речь идет о двух концепциях личности и соответственно о двух подходах к устроению отношений между личностями, к созданию условий для их свободного развития. Первая - это марксистская теория личности как системы материальных потребностей, обеспечение которых и должно составлять главную задачу общественного устройства (доктрина утилитаризма, в терминологии Франка); вторая - концепция Ницше, открывающая подлинную сущность человека как духовного и абсолютно свободного, творческого существа. Франк критикует все этические доктрины, требующие от человека догматического подчинения системе внешних, заданных ценностей, даже если эти ценности носят возвышенно-идеальный характер. В результате в одну категорию с утилитаризмом попадает и мораль "любви к ближнему", сторонником которой был Л. Толстой, и кантовский принцип долга, и даже идеал служения культуре (об этом Франк ясно писал в более поздней работе "Крушение кумиров").

В противовес всему этому он выявляет глубокий смысл этики "любви к дальнему" Ницше, этики активного героизма и трагической красоты. Идеал творчества настолько далеко ведет Ницше, что ради подлинного творчества он не щадит ни своего ближнего, ни себя самого (эту же черту Франк выделяет в качестве наиболее характерной во взглядах К. Леонтьева). При этом главной проблемой становится более точное определение содержания тех ценностей, которые составляют цель "любви к дальнему" и определяют творчество человека. Это оказывается гораздо более сложным, чем критика содержания знакомых, но односторонних этических доктрин; важнейший вывод Франка состоит в том, что в качестве конечной системы ценностей невозможно указать ничего определенного, ибо все определенное, заданное раз и навсегда является односторонним и этой своей незыблемой заданностью ограничивает творческое воплощение высших ценностей. Здесь выявляется рациональный смысл определения "любви к дальнему" у Ницше как любви к "призракам". "Призраки" - это относительные ценности, имеющие всеобщее значение лишь до тех пор, пока они гарантируют раскрепощение творческого начала в человеке, и неизбежно требующие замены после того, как перестают выполнять эту функцию. Абсолютны только само творческое начало личности и в определенной степени те условия, которые гарантируют реализацию этого творческого начала. "Борьба и творчество - по мысли этой этической системы - должны быть посвящены созиданию условий для свободного развития всех духовных способностей человека и для свободного удовлетворения его духовных притязаний".

В результате Франк приходит к своеобразному оправданию "аморализма" Ницше, смысл которого он видит в отрицании возможности однозначной и окончательной формулировки тех высших ценностей, которые должны служить вечными ориентирами творческой деятельности человека. Ницше выводил отсюда отсутствие самих абсолютных ценностей; именно это имеется в виду в тезисе о "смерти Бога": место абсолютных ценностей оказывается пустым, и человеку предоставляется возвышенное, но и опасное право самому заполнить его, исходя из своего собственного представления о смысле и значении творчества и жизни. В противоположность этому для Франка само существование указанных абсолютных ценностей не вызывает сомнений, как не вызывает сомнений и вечная жизнь Бога как "гаранта" этих ценностей. Но эти ценности лежат вне сферы рационального, что и порождает проблему их выражения, определения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...