Идея личности в ранних работах Франка
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Метафизическая система С. Франка / Идея личности в ранних работах Франка
Страница 4

В рамках традиционного понимания единства мы мыслим целое как нечто пространственно большее, чем его составляющие, как нечто объемлющее их, а элементы целого (существа, личности) интерпретируем как "части", отношение которых к целому аналогично отношению предметов нашего эмпирического мира к целому миру. В излагаемой Франком концепции рудименты традиционных философских воззрений, восходящие к средневековой христианской метафизике, почти полностью исчезают. Здесь невозможно говорить ни об отдельно существующем целом (Боге, Абсолюте), ни о самостоятельно существующей части (личности): целое - это только своеобразный способ "функционирования" каждой отдельной личности, оно не может мыслиться существующим "вне" личности. Точно так же и вещь, рассматриваемая как "часть" целой личности - это только особая "точка зрения" на личность и также не существует как нечто самостоятельное. "Та и другая граница имеют чисто идеальное значение логически завершающих понятий ("трансцендентальных идей" в смысле Канта); их можно только наметить, но до них нельзя дойти эмпирически". Используя философские идеи Шлейермахера, Бергсона и Штерна, Франк приходит к тому, чтобы принять в качестве абсолютного начала личность, которая в своем непосредственном, конкретном бытии "охватывает" (применяя этот термин, пришедший из традиции "отвлеченных начал", сугубо условно) все реальное - от сферы бесконечного (Бога) до хаотического многообразия эмпирического мира.

Выдвигая в онтологии на первый план понятие личности, Франк (вслед за Штерном) вынужден более точно определить смысл этого понятия. Очевидно, что для него неприемлемо определение личности как субстанции (или как "субстанциального деятеля"), характерное для традиции русского лейбницеанства (Козлов, Лопатин, Лосский). При таком подходе невозможно преодолеть наваждение "отвлеченных начал", рационалистических моделей, построенных на основе модели "часть-целое". Франк выделяет в качестве важнейшего качества личности деятельность, творчество и одновременно отказывается от абсолютизации понятия сознания, понимаемого в духе классического рационализма как способность отражать в познании окружающую человека реальность. Сознание - это лишь одна (хотя и очень важная) характеристика личности, и далеко не все "личности", образующие онтологическую структуру реальности, обладают ею. "Личности", занимающие низшие уровни в иерархии, не обладают сознанием, хотя при этом им присуще самое главное качество - иррациональная способность к деятельности, творческой активности. Впрочем, творческий элемент в их деятельности минимален, здесь нужно говорить скорее о самосохранении, о воспроизведении одних и тех же форм деятельности. В этом смысле личности, обладающие сознанием, достаточно существенно отличаются от "бессознательных" (точнее, досознательных) "личностей". Обладание сознанием означает способность к более радикальному творчеству; здесь появляется возможность создания совершенно новых, еще неустоявшихся, не вошедших в норму, в традицию форм творческой активности. Сознание в этом смысле есть не способность схватывать и фиксировать уже сложившиеся, неизменные закономерности и принципы (что является главным в классическом рационализме), а, наоборот, есть способность разрушать устоявшиеся закономерности, есть иррациональное (точнее, сверхрациональное) качество, открывающее личности путь к абсолютно свободному творчеству. Нетрудно увидеть взаимосвязь этой идеи с идеями более ранней статьи Франка о Ницше.

Онтологизация творчества как важнейшего качества всей реальности заставляет вообще отрицать представление о наличии незыблемых законов, наличии каких-то неизменных элементов бытия. Творчество немыслимо вне времени, вне временного становления, поэтому все в бытии и даже само бытие в его самостоятельности и абсолютности должно быть подчинено времени. "С этой точки зрения само понятие исторического приобретает широкое космическое значение: не только общество, язык, культура - но и весь мир и вся жизнь имеют свою "историю", и мировое бытие состоит именно в действенном движении вперед . эволюция мира есть не простое перераспределение между постоянными элементами, не одно лишь изменение внешних комбинаций между ними, а действительное творчество, внутреннее имманентное развитие самих субстанциальных элементов бытия. Всякая история - космическая, как и общественная,- есть не слепая смена механических комбинаций, а живой процесс развития личности".

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...