Человеческое бытие как самораскрытие Абсолюта
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Метафизическая система С. Франка / Человеческое бытие как самораскрытие Абсолюта
Страница 3

В первой своей крупной книге "Предмет знания" Франк пытался описать формы взаимосвязи абсолютного бытия (основы всего сущего) и предметного бытия (конечного бытия нашего земного мира). При этом последнее рассматривалось им как своего рода "проявление" абсолютного бытия в сфере конечного. Однако при этом место человеческого бытия (сознания, души) в онтологической структуре не было ясно определено. В "Душе человека" рее встает на свои места: человеческое бытие есть "промежуточная" сфера, сфера "между" Абсолютом и предметным бытием, и именно в ней происходит "раскрытие" абсолютного бытия (бытия как такового). Предметное бытие теряет свою безусловную самостоятельность и свое видимое господство над человеком; только "внутри" сферы, в которой делает себя явным Абсолют, - в сфере человеческого бытия - происходит конституирование предметного бытия, подчиненного формообразующим принципам "часть-целое", "единство-множество", "внутреннее-внешнее" и т. п.

Здесь мы еще раз можем констатировать, что изменение подхода к описанию реальности, происходящее в "Душе человека" (по сравнению с "Предметом знания"), в главных чертах соответствует тому сдвигу в онтологии, который позже описал Хайдеггер. Анализ абсолютного бытия, который Франк провел в "Предмете знания", страдал отвлеченностью и абстрактностью и во многом следовал традициям классической философии (если и не в системе понятий, то в "методологии"). Вводя человеческое бытие в онтологическую структуру в качестве центрального элемента, в качестве того "места", где абсолютное бытие "открывает" себя, делает себя феноменально "зримым", Франк окончательно порывает с классической традицией и подводит основание под конкретную онтологию, имеющую "опытное" (феноменологическое) основание. Теперь исследование структуры (абсолютного) бытия сводится к феноменологическому исследованию структуры душевной жизни; последняя относится к первому, как потенциальная бесконечность относится к охватывающей и обосновывающей ее абсолютной бесконечности. В этой концепции человек становится той метафизической "сферой", где являет себя Абсолют (бытие как таковое) и где укоренены все возможные смыслы всех явлений мирового (предметного) бытия.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...