В первой своей крупной книге "Предмет знания" Франк пытался описать формы взаимосвязи абсолютного бытия (основы всего сущего) и предметного бытия (конечного бытия нашего земного мира). При этом последнее рассматривалось им как своего рода "проявление" абсолютного бытия в сфере конечного. Однако при этом место человеческого бытия (сознания, души) в онтологической структуре не было ясно определено. В "Душе человека" рее встает на свои места: человеческое бытие есть "промежуточная" сфера, сфера "между" Абсолютом и предметным бытием, и именно в ней происходит "раскрытие" абсолютного бытия (бытия как такового). Предметное бытие теряет свою безусловную самостоятельность и свое видимое господство над человеком; только "внутри" сферы, в которой делает себя явным Абсолют, - в сфере человеческого бытия - происходит конституирование предметного бытия, подчиненного формообразующим принципам "часть-целое", "единство-множество", "внутреннее-внешнее" и т. п.
Здесь мы еще раз можем констатировать, что изменение подхода к описанию реальности, происходящее в "Душе человека" (по сравнению с "Предметом знания"), в главных чертах соответствует тому сдвигу в онтологии, который позже описал Хайдеггер. Анализ абсолютного бытия, который Франк провел в "Предмете знания", страдал отвлеченностью и абстрактностью и во многом следовал традициям классической философии (если и не в системе понятий, то в "методологии"). Вводя человеческое бытие в онтологическую структуру в качестве центрального элемента, в качестве того "места", где абсолютное бытие "открывает" себя, делает себя феноменально "зримым", Франк окончательно порывает с классической традицией и подводит основание под конкретную онтологию, имеющую "опытное" (феноменологическое) основание. Теперь исследование структуры (абсолютного) бытия сводится к феноменологическому исследованию структуры душевной жизни; последняя относится к первому, как потенциальная бесконечность относится к охватывающей и обосновывающей ее абсолютной бесконечности. В этой концепции человек становится той метафизической "сферой", где являет себя Абсолют (бытие как таковое) и где укоренены все возможные смыслы всех явлений мирового (предметного) бытия.
Смотрите также
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...