Густав Густавович Шпет (1879-1937), по происхождению поляк, родился в Киеве, где в 1898 г. поступил на физико-математический факультет Университета Святого Владимира. Через два года он был исключен из университета за причастность к социал-демократическому движению. В 1901 г. он возобновляет обучение в университете на историко-филологическом факультете, который закончил в 1906 г. В 1907 г. он вслед со своим учителем Г. Челпановым переезжает в Москву и начинает преподавательскую деятельность. В 1912-1913 гг. Шпет находится в заграничной командировке и работает в различных городах Германии (в том числе у Э. Гуссерля в Геттингенском университете) и в Париже. В 1914 г. выходит в свет книга Шпета "Явление и смысл", излагающая основные идеи феноменологии Гуссерля. В 1916 г. Шпет защищает магистерскую диссертацию "История как проблема логики" (которая была издана отдельной книгой в 1918 г.) и становится доцентом Московского университета; с 1918 г. он - профессор университета. В 1916 г. Шпет публикует большую статью "Сознание и его собственник", в которой дает оригинальное развитие поздним идеям Вл. Соловьева.
После революции Шпет активно работает во многих научных и культурных учреждениях: в Институте научной философии (он был его директором), в комитете по реформе высшей и средней школы, в художественном совете МХАТ, в Московском лингвистическом кружке и т. д. В 1921 г. он был избран действительным членом Российской академии художеств (Государственной академии художественных наук), а в 1923 г. становится ее вице-президентом. Одновременно он был заместителем председателя Всероссийского союза писателей. Научная деятельность Шпета в 20-е годы была чрезвычайно многообразной; в это время выходят его книги: "Очерк развития русской философии" (1-я часть, 1922), "Эстетические фрагменты" (1922-1923), "Внутренняя форма слова" (1927), "Введение в этническую психологию" (1927). Были написаны, но так и не опубликованы книги "Герменевтика и ее проблемы" (1918) и "Язык и смысл (Философское введение в науку о языке)" (20-е годы). Одновременно Шпет активно занимается переводческой деятельностью с основных европейских языков.
В 1927 г., после начала идеологической чистки в Государственной академии художественных наук, Шпет был обвинен в идеализме, уволен со всех занимаемых должностей и отстранен от преподавательской деятельности. В течение последующих восьми лет он занимался в основном переводами (в частности, им была переведена "Феноменология духа" Гегеля), ни одна из его собственных работ не могла появиться в печати. В 1935 г. Шпет был арестован и обвинен в создании фашистской организации. После окончания следствия он был отправлен на пять лет в ссылку в Енисейск, откуда чуть позже переехал в Томск. В 1937 г. он вновь был арестован и тройкой НКВД приговорен к расстрелу.
Большинство историков русской философии использует для характеристики взглядов Шпета один и тот же термин - "правоверный гуссерлианец". Как правило, это определение приводится для того, чтобы подчеркнуть инородность взглядов Шпета главным традициям русской мысли. В работах Шпета можно без труда обнаружить резкие суждения и о предыстории русской философии (в книге "Очерк развития русской философии"), и о концепциях его современников (например, о сочинениях Флоренского). Однако на деле "инородность" философских взглядов Шпета сильно преувеличена, а его критические выпады против отдельных представителей и тенденций русской философии во многих случаях вполне справедливы (особенно в отношении той тенденции, которую развивал Флоренский; см. раздел 17.5). Хотя рабское следование за Гуссерлем в большинстве вопросов лишает первую из известных работ Шпета "Явление и смысл" существенных элементов оригинальности, он все-таки оказывается достаточно восприимчивым к важнейшим достижениям русской мысли (с особым уважением Шпет относится к Соловьеву), и в его работах просматривается движение к синтезу феноменологии Гуссерля и некоторых принципов русской философии. В этом прежде всего и состояло значение философской деятельности Шпета: он гораздо более ясно, чем его современники, продемонстрировал наличие естественных координации между самыми оригинальными идеями русской философии и новейшими течениями западной философской мысли. Не исключено, что именно труды Шпета стимулировали интерес к феноменологии у его более именитых современников (С. Франка, И. Ильина, А. Лосева), которые сумели осуществить указанный синтез значительно более органично, чем Шпет.
Смотрите также
Две особенности русского марксизма
...
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...