С. Булгаков: философия и вера
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философия религии и культуры С. Булгакова, П.Флоренского и А. Лосева / С. Булгаков: философия и вера
Страница 4

Центральное место в книге занимает глава о "трансцендентальном субъекте хозяйства", где Булгаков впервые подробно излагает свою "софиологию", учение о Софии как идеальном прообразе всего земного бытия и одновременно субъекте исторического (хозяйственного) процесса. Важнейшее положение русской философии, присутствующее почти у всех ее главных представителей, - положение о вторичности отдельного человека, отдельной эмпирической личности по отношению к общечеловеческой цельности, - Булгаков обосновывает не ссылками на религиозно-мистический опыт (как делали все его предшественники от Чаадаева и Хомякова до Соловьева), а с помощью экономической теории, во многом связанной с марксизмом, и анализа процесса познания, понимаемого как важнейший момент хозяйственной деятельности: " .существует субъект знания, который обосновывает его единство и с формальной стороны, гносеологически, и по содержанию, научно. Знание действительно едино и действительно интегрируется в этом субъекте. В отдельных актах познания отдельных субъектов оно лишь актуализируется, из потенции переходит в реальность, выявляется и, далее, в развитии знания оно организуется, разрозненность его преодолевается стремлением к единству. Знает один, познают многие. Этот один, этот трансцендентальный субъект знания, есть уже не человеческий индивид, но целокупное человечество, Душа мира, Божественная София, Плерома, Natura Naturans, - под разными именами и под разными личинами выступает он в истории мысли". Всеобщий субъект хозяйства и всеобщий субъект знания - это одна и та же София, или, как утверждает Булгаков, единое Человечество. Однако одновременно – и в соответствии с библейским источником этой идеи (книги Притчей Соломоновых), и в соответствии с ее разработкой в гностико-мистической традиции - София должна быть признана идеальным космосом, идеальным прообразом нашей несовершенной земной природы. Булгаков решительно совмещает эти два аспекта в понимании Софии и тем самым ликвидирует одно из неясных мест в концепции Соловьева, который не провел достаточно последовательно это отождествление. Идеальный космос - это и есть идеальное Человечество, или, говоря иначе, София как идеальное всеединое Человечество заключает в себе идеальный космос. В такой формулировке это положение воспроизводит одну из центральных идей гностической традиции, особенно ясно выраженную в Каббале, - идею "неповрежденного" Адама Кадмона, идеального Человека, свернуто содержащего в себе природу (напомним, что это утверждение получило оригинальную разработку и в философии Карсавина; см. раздел 14.2). Дальнейшее развитие этой темы у Булгакова также следует "стандартной" логике гностических учений. Тождество всеединого Человечества и всеединого космоса нарушается из-за грехопадения Адама Кадмона, или, по-другому, - из-за "неправильной" реализации Софией своей свободы (в концепции Булгакова Адам Кадмон, по существу, ничем не отличается от Софии). Этот акт внедряет смерть в целостное и абсолютное начало жизни, и идеальный космос превращается в нашу земную несовершенную природу, которая уже не тождественна целостному Человечеству, но только связана с ним. Появление эмпирического человека в процессе эволюционного развития природы обозначает раскрытие этой связи несовершенного мира со своей идеальной основой, а хозяйственная и познавательная деятельность человека и человечества (в его земной ипостаси) - "восстановление" тождества природы и эмпирического человека (как ее центра) с идеальным Человечеством, Софией.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...