В статьях Булгакова, написанных в начале века, господствуют два главных мотива: с одной стороны, признание глубокого социального несовершенства существующего общества (особенно в России), внутренней правоты требований к его радикальному переустройству и, с другой - убеждение, что само это переустройство не может являться высшей целью и ценностью, а должно быть всецело обусловлено процессом духовного совершенствования человека, подчинено этому процессу, в основе которого - обретение религиозной веры и религиозное освящение жизни. При этом он обосновывает необходимость такого "освящения" земных ценностей ценностями религиозными за счет той самой логики, восходящей к Платону, постепенное преодоление которой составляло одно из достоинств русской философии от Достоевского до Франка и Карсавина. "Возможность стремления к усовершенствованию, - пишет Булгаков, - необходимо предполагает и совершенство, как тот идеальный масштаб, с которым сравнивается несовершенное настоящее. Без предположения существования такого совершенства мы не можем даже мыслить усовершенствование. Идея совершенства, таким образом, дана нам вместе со стремлением к усовершенствованию. Абсолютное совершенство есть Божество, и Оно открывается нам, следовательно, в самом основном стремлении нашей жизни". Поскольку Божество, которое и является носителем абсолютного совершенства, трансцендентно истории и нашему эмпирическому бытию, любой идеал, создаваемый человеком, относителен и не может быть реализован в абсолютной полноте в истории. "Поэтому прогресс бесконечен, но ни одна из его стадий не может быть принята за окончательную и абсолютную".
Наиболее явное отличие философской позиции Булгакова (как и позиции Флоренского) от той основополагающей концепции, которая объединяла почти всех упомянутых ранее русских философов, состояло в принципиально иной оценке смысла человеческого бытия, бытия эмпирической личности. Совершенно новое понимание человека, предложенное в творчестве Достоевского, вело к признанию абсолютного значения эмпирической личности и, значит, требовало, чтобы ключевая для русской философии идея Богочеловечества понималась как признание неразрывного единства (практически тождества) Бога и человека. В противоположность этому в творчестве Булгакова мы обнаруживаем движение в прямо противоположном направлении - к средневековой концепции человека, радикально противопоставляющей бытие эмпирической личности и бытие Бога.
Указанная особенность понимания Булгаковым проблемы человека ясно проявилась в большой статье "Религия человекобожества у Л. Фейербаха" (1905). Поставив в один ряд с немецким философом других представителей того же самого направления - Маркса, Штирнера, Ницше, Конта, Шестова и Чернышевского - Булгаков именно Фейербаха считает наиболее ярким в этом ряду; в этом смысле его критический анализ направляется не столько на самого Фейербаха, сколько на все это идеологическое движение в целом. Как пишет Булгаков, "столь разные мыслители на разных языках в одно время сказали одно и то же: поставили и затем посильно разрешили вопрос о религии без личного Бога, но с богом - человечеством, дали философское выражение стремлению новейшего человечества, по выражению Достоевского, "устроиться без Бога", притом вполне и окончательно". Называя "религию человечества" наиболее характерным и значительным феноменом в духовной жизни Нового времени, он утверждает, что в противостоянии этого нового духовного течения и традиционного христианства заключается главное содержание идейной борьбы XIX столетия, и только однозначный выбор в пользу последнего может служить человеку опорой для жизни, открыть перспективы исторического прогресса.
Смотрите также
Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...