П. Флоренский: философия культуры и философия культа
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философия религии и культуры С. Булгакова, П.Флоренского и А. Лосева / П. Флоренский: философия культуры и философия культа
Страница 2

Собственно, идея развития, взятая в том смысле, какой ей был придан философией XIX - начала XX века, и является главным объектом критики Флоренского. В его философии господствует однозначная тенденция к восстановлению - во всей ее исходной, античной чистоте - платоновской философии, вместе с ее главным принципом: все новое в нашем мире есть только повторение вечных образцов божественного мира. Причем в своем стремлении восстановить платонизм в качестве незыблемой основы церковно-догматического мировоззрения Флоренский доходит до очевидных нелепостей, пренебрегая не только всей той справедливой критикой, которую высказывали в адрес Платона его более проницательные последователи (начиная от Плотина и заканчивая Шеллингом и Вл. Соловьевым), но и теми поправками, которые сам Платон делал к своей "основной" системе (например, в диалоге "Парменид"). В варианте Флоренского платонизм приобретает почти гротескный вид: вся реальность описывается здесь с помощью абсолютно статичной модели двух "миров" - мира божественно-духовного и мира вещно-телесного, из которых второй является "испорченной" копией первого ("испорченной" в результате грехопадения).

Понятия времени, истории, творчества в концепции Флоренского оказываются малозначимыми, не имеющими глубокого метафизического смысла. Особенно ясно это выступает в отношении истории. Уже в ранней работе "О цели и смысле прогресса" (1905) Флоренский принципиально отвергает возможность какого-либо синтеза идеи исторического развития общества и идеи эсхатологического "скачка" к сверхисторическому состоянию - того синтеза, который в той или иной степени пытались осуществить почти все русские философы (за исключением разве что Франка). Он не признает никакого прогресса в истории, недаром в этой статье самой "естественной", хотя и ведущей к самоуничтожению, формой исторического устройства общества признается анархия. История, по Флоренскому, бессмысленна - и в целом, и в каждом своем отдельном фрагменте, смысл имеет только немотивированный "скачок" к преображенному божественному состоянию. Естественно, что это лишает существенного значения человеческое творчество. Для Флоренского творчество в метафизическом его измерении есть воспроизведение предсуществующих божественных идей, а в эмпирическом, земном измерении - просто повторение одних и тех же, уже найденных нашими предшественниками, стереотипов культуры. Например, в живописи (в изобразительном искусстве) это - повторение известных, канонизированных и освященных церковью форм иконописи - при абсолютном отрицании, как незаконных и вредных, любых поползновений к самобытности, к внесению чего-то своего, чего-то нового в произведение.

Только одно изменение вносит Флоренский в традиционную систему Платона - это уже известная нам концепция Софии, как "посредующей сферы" между Триипостасным Богом и земным миром. Поскольку эта сторона платоновской модели бытия, возрожденной в русской философии, гораздо более ясно и подробно была описана Булгаковым и уже анализировалась в предшествующих разделах, мы не будем рассматривать ее разработку в работах Флоренского. Отметим только, что детальное развитие этой темы в "Свете невечернем" Булгакова было осуществлено под существенным влиянием Флоренского, который заложил основы "софиологии" в своем самом большом и самом известном труде "Столп и утверждение Истины", изданном в 1914 г. Однако, несмотря на "приоритет" Флоренского, в его книге трудно обнаружить какие-либо оригинальные идеи, в сравнении с концепцией Булгакова. Весь этот огромный труд отмечен явной поверхностностью философского мышления, банальностью основных принципов и выводов, неуместной и немотивированной категоричностью критических оценок (особенно в отношении предшествующей философской традиции), отсутствием ясно продуманной логики изложения, обилием рядополо-женных и слабо связанных между собой примеров из разных областей знания, наконец, тягостным нагромождением цитат из святоотеческой литературы и при всем при этом - невероятно экзальтированным стилем изложения. На наш взгляд, точную характеристику этого сочинения дал Н. Бердяев, который проявлял особый талант в оценке чужих сочинений (будь то мировоззрение близкого ему мыслителя, как это было в случае Достоевского, или противоположного по устремлениям, как в случае Флоренского). Его статья "Стилизованное православие (о. Павел Флоренский)", посвященная книге Флоренского, до сих пор остается достаточно актуальной в контексте непрекращающихся попыток превратить Флоренского в глашатая единственно верной православной тенденции в русской философии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...