П. Флоренский: философия культуры и философия культа
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философия религии и культуры С. Булгакова, П.Флоренского и А. Лосева / П. Флоренский: философия культуры и философия культа
Страница 5

Совершенно естественно, что при акценте на самостоятельности и творческой свободе отдельной личности, обязанной в себе самой воспроизвести все то, что составляет содержание догматов, центром христианской религии становится Иисус Христос и его человеческие переживания. "Его переживания и составляют истинный фундамент догматики. Переживания Иисуса из Назарета есть мост, по которому догматика может перейти от земли на небо, от психологии к метафизике".

Однако, приступив к выполнению поставленной задачи, Флоренский оказался перед дилеммой: либо принять всю полноту ответственности за живое содержание религии, не предугадывая результат, который может оказаться несовместимым с наличным церковным догматизмом, либо признать, что у поставленной задачи уже есть заранее заданный ответ (незыблемая система догматов), и свести замысел "оживления" догматов к вычурной и совершенно искусственной игре с их содержанием. В книге "Столп и утверждение Истины" Флоренский склоняется ко второму варианту; как раз об этом пишет Бердяев в своей критической статье, посвященной этой книге.

Первый путь - это путь Достоевского и всех тех свободных мыслителей, для которых в христианской религии главное - это личность Христа и, значит, идея божественной природы человека и его свободы. Второй путь, выбранный Флоренским, - это путь Великого Инквизитора, отрицающего значимость свободы личности и допускающего эту свободу только для себя самого и других "водителей" человечества. Именно по этому пути пошла русская православная церковь с XVII в., и в начале XX в. Флоренский со всей присущей ему энергией провозглашает необходимость все человечество и всю культуру поставить на этот путь.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...