Философия и частные науки
Основы современной философии / Предмет философии. Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип современной философии / Философия и частные науки
Страница 2

С середины XIX в. начинает формироваться философия науки как относительно самостоятельный раздел философии. Имея своей задачей исследование природы и структуры научной теории, изучение средств и методов познавательной деятельности, обоснование способов получения новых знаний, философия науки отразила специфический и более глубокий уровень взаимосвязи философских и конкретно-научных представлений о мире. В результате такого взаимодействия в XX в. были сделаны фундаментальные открытия в области физики элементарных частиц, квантовой механики, электроники, радиотехники, системной теории, синергетики и в других науках. На этой основе в настоящее время происходит отказ от представлений об образе мира как конструкции, построенной из элементарных частиц — кирпичиков материи, обосновывается его понимание как совокупности вероятностных нелинейных процессов. Современная наука ставит вопрос об обратимости времени, выдвигает концепцию антропного принципа о соответствии между особенностями человека и фундаментальными свойствами физической реальности, моделирует происхождение Вселенной, решает многие другие сложные и актуальные проблемы.

Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики, искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлениях отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры.

Становление современной формы материализма происходит и в результате развития гуманитарных наук, которые освобождаются от обязательных стандартов научности. Гуманитарное знание включает в себя поиски современных идеалов и целей, обосновывает решающее значение духовного начала и интеллекта как важнейшего условия направляемого развития. Исходным пунктом гуманитарных наук становится разумная деятельность человека как первичная субстанция по отношению к науке и социальным процессам.

В конце XX в. научно-технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления — современной философии. Как более высокий этап в развитии философской теории она означает ее переход на новую парадигму, отразив состояние общества применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки. На рубеже XX - XXI вв. материалистическая философия определяется как новая методология, на основе которой все научные дисциплины предстали как элементы, единого знания об эволюции Вселенной и человека. В процессе универсального взаимодействия со всей системой современного научного знания происходят глубокие изменения в содержании и структуре философского мышления. В настоящее время, продолжая прогрессивные материалистические традиции тесного взаимодействия с конкретными науками, она сама обогащается, поднимается на новый уровень осмысления действительности. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соо

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...