2. Романтизм любомудров
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Развитие философских представлений в первой трети XIX в. Обоснование идей консерватизма и радикализма / 2. Романтизм любомудров
Страница 2

Русский поэт и философ А. А. Григорьев, который считал себя последним романтиком и шеллингианцем, писал: "Романтизм, и притом наш, русский, в наши самобытные формы выработавшийся и отлившийся, романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целою эпохой морального развития, эпохой, имевшей свой особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение . Пусть романтическое веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его воспринятию, - и потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных". Если рассматривать творчество русских романтиков-любомудров сквозь призму основных посылок романтического миросозерцания, то можно заметить, что интерес к той или иной посылке этого миросозерцания, различное их понимание со временем развели участников кружка любомудров по разным направлениям философской и общественной мысли. Так, различное истолкование национального начала привело Погодина и Шевырева к теории официальной народности, Киреевского - к славянофильству, сказалось на идеологии почвенничества (Григорьев, Достоевский).

Князь Владимир Федорович Одоевский (1803/1804-1869) был центральной фигурой "любомудрия", развивавшегося в рамках русского шеллингианства и романтизма. Университетские лекции М. Г. Павлова и И. И. Давыдова, чтение сочинений Д. М. Велланского познакомили его с философскими идеями трех первых периодов творческой эволюции Шеллинга - философией природы, системой трансцендентального идеализма, философией тождества. Большое влияние оказали на него также натурфилософские идеи шеллингианца Окена.

О большой популярности философии Шеллинга мыслитель писал в философском романе "Русские ночи": "Вы не можете себе представить, какое действие она произвела в свое время, какой толчок она дала людям, заснувшим под монотонный напев Локковых рапсодий . Шеллинг . открыл человеку неизвестную часть его мира . - его душу". Последняя глава романа - "Ночь девятая" содержала в себе изложение идей "Системы трансцендентального идеализма" Шеллинга. В примечаниях к "Русским ночам" Одоевский отмечал также наличие глубокого интереса к философским идеям Платона. Исходя из романтической посылки универсализма, он стремился "привести все философские мнения к одному знаменателю", свести системы в огромную драму, где персонажами были бы все философы мира от элеатов до Шеллинга.

Очарованный философией немецкого романтизма, Одоевский уже в одной из ранних своих работ "Афоризмы из различных писателей по части современного германского любомудрия" занял критическую позицию по отношению к философии французского Просвещения и английского эмпиризма, считая что "нет труда тягостнее и бесполезнее упражнения в одних опытных знаниях - без высшего на них воззрения". Эти идеи проявились и в других его сочинениях: "Опыт теории изящных искусств", "Сущее, или существующее", "Гномы XIX столетия" (1823-1825). Платонизм и шеллингианская философия тождества почти полностью определили философские построения Одоевского. Их исходной посылкой была идея интеллектуальной интуиции и основанная на ней концепция всеобщей духовности и Абсолюта. Понятие Абсолюта являло собой сферу совпадения идеального и реального. Все истинно отвлеченное и идеальное, полагал он, само по себе, без всякого опосредствования является одновременно и истинно вещественно-реальным. "Вещественное есть то же отвлеченное, но только разрозненное, сделавшееся конечным. Все конечные равны своему идеалу . Отвлеченное есть то же вещественное, только заключенное в форме беспредельно вечной, целостной; вещественное есть то же отвлеченное, только под формой частного, многоразличного". Таким образом, дух и природа однородны, дух воплощается в природе, а природа в духе. Одоевский ввел беспредпосылочное понятие "Безуслов" как нечто исходное, как сущность, вбирающую в себя сущность всех предметов. С одной стороны, всякий предмет имеет только одну сущность, но с другой - должна существовать мысль, служащая основанием всех оснований, условием всех условий. Как "единое", "совершенное", "сущее" "Безуслов" является также Абсолютом и усматривается трансцендентальной, умозрительной интуицией. Познание "незнаемого" возможно лишь при переносе его "в сферу знаемого", которая существует как определенная интуитивная данность и предпосылка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...