Философия русского просвещения. От зарождения просветительства до петровских преобразований
Книги, статьи по философии / Лекции по истории русской философии - Замалеев А.Ф. / Философия русского просвещения. От зарождения просветительства до петровских преобразований
Страница 1

Русское Просвещение охватывает период с середины XVII в. до первой трети XIX, когда за "словом" последовало "дело" - восстание декабристов. Оно представляет собой как бы цепь "горных вершин": начальная, еще едва возвышающаяся над подножием, приходится на время царствования Алексея Михайловича; следующая гряда - эпоха Петра Великого, "петровское западничество", впервые вырвавшее Русь из мощных объятий православного Востока и создавшее особый национально-духовный мир - "Российскую Европию"; и, наконец, самая величественная и яркая вершина - время Екатерины II, время "открытых заявлений гуманных принципов" и "научно-гуманитарного движения" [Л.Н. Веселовский].

1. Зарождение русского просветительства. С избранием на царство династии Романовых (1613г.), началась эпоха европеизации России, формирования духовных предпосылок русского Просвещения. Становление этого процесса было обусловлено реформами царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, вызвавшими острую конфронтацию церковных группировок, противостояние "староверов" и "латинщиков" - людей новой идеологии.

а) Старообрядчество. Вторая половина XVII в., с одной стороны, завершала политическую эволюцию русского средневековья, а с другой - открывала новый этап - европеизацию России. Поворот к Западу наметился уже в реформах царя Алексея Михайловича. Перед ним во всей остроте встал вопрос о присоединении Украины к России. Однако дело тормозилось обрядово-вероисповедными различиями. В то время, как западнорусское православие, находившееся под юрисдикцией константинопольского патриарха, придерживалось восточно-христианской традиции, Московская Русь исповедовала особого рода "правоверие", резко отличавшееся от византийского образца. Московиты крестились двумя перстами вместо трех, Сына Божьего именовали Исусом, поясным поклонам предпочитали коленные, аллилуйю пели сугубую, а не трегубую и т.д. Словом, московское христианство представляло собой чисто поместное образование, сложившееся на почве национальной духовности.

Все это с согласия царя Алексея Михайловича начал "исправлять" Никон. Он разослал ко московским церквам и монастырям "память", в которой указывалось, что "не подобает метания творити на колену, но в пояс бы вам класть поклоны, еще же и трема перъсты бы есте крестились". Вслед за тем "трисоставный" (восьмиконечный) крест с изображением распятия заменяется на "двучастный" - четырехконечный. В довершение ко всему патриарх пригласил из Киева ученых монахов для "книжныя справки" - редактирования церковных книг. В Москву прибыли Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, которые немедля занялись монастырскими библиотеками. Их сразу окрестили сатанинской троицей.

Действия Никона вызвали открытое недовольство не только у духовенства; брожение умов захватило и народные массы, которые незадолго до этого окончательно подпали под крепостническое Уложение 1649 г. Крестьяне выступали за сохранение "старой веры", отвергали все церковные преобразования, стихийно сознавая их связь с новой политической системой. Они толпами снимались с насиженных мест, уходили в глухие леса Севера и Зауралья. Год от года возрастал психоз массовых самосожжений, в огне нередко гибли сотни и тысячи. Не помогали ни преследования правительства, ни анафематствования духовных пастырей. "Святая Русь" не желала становиться "Российской Европией". Сила стала против силы, изматывая и озлобляя друг друга. Русское общество погрязло в глубоком и трагическом расколе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...