Философия русского просвещения. От зарождения просветительства до петровских преобразований
Книги, статьи по философии / Лекции по истории русской философии - Замалеев А.Ф. / Философия русского просвещения. От зарождения просветительства до петровских преобразований
Страница 11

Не обходил Татищев и соотношение закона и обычая. Он признавал, что обычай обычаю - рознь. Не все в прошлом было только темным и варварским. До Бориса Годунова "в Руссии крестьянство было все вольное". Он же сделал его крепостным, заставив народ "волноваться". Следовательно, таким "пременением древних обычаев иногда немалой вред наносится". Однако не все обычаи таковы, и "где польза общая требует, тамо не нуждно на древность и обычаи смотреть": надо смело идти на обновление и преобразования. Демонтаж и монтаж подкрановых рельсов.

Татищев во многом мыслил иначе, нежели Феофан Прокопович: он смотрел не в прошлое, а в будущее, видел Россию единой с Европой, не тиранической, а легитимной и просвещенной. Прокопович попросту шел за Петром I, не утруждая себя самобытным мудрованием; он думал и поступал так, как того хотел монарх. Татищев представал совершенно другим, в нем нет и тени раболепства перед властью; высоко ценя Петра, его всеохватные деяния, он все же выше всего ставил закон, умом рожденную истину. Татищев не дожил до времени Екатерины II; но, вероятно, в ее царствование (по крайней мере, на первых порах) он особенно пришелся бы ко двору просвещенной государыни. Насколько важным для себя Феофан Прокопович считал написание "Духовного регламента", можно видеть из его письма к своему другу Я. Марковичу: "Что касается до моих занятий, то . 4) наконец я написал для Главной церковной коллегии, или Консистории Постановление, или Регламент, где содержатся следующие восемь глав: а) причины, по которым постоянное правление предпочтительно управлению церкви одним лицом, т.е. патриархом; б) правила общие для христиан всякого чина; в) правила для епископов; г) правила для академии, семинарии, а также для учителей и проповедников; д) правила для пресвитеров, дьяконов; е) правила для монахов; ж) правила для мирян, насколько они подлежат церковному управлению; з) правила для самих президентов и асессоров коллегии. Всего правил почти 300. Его Величество приказал прочесть это сочинение в своем присутствии и, переменив кое-что немногое и прибавив от себя, весьма одобрил; потом приказал прочитать в Сенате . Читано было дважды в течение двух дней и еще прибавлено несколько новых замечаний; потом приложили руки, с одной стороны, епископы и архимандриты, с другой -сенаторы, в заключение подписал сам государь". Примечательна защита Татищевым вольного книгопечатания. Он высказывал сожаление по поводу того, что в России вследствие сопротивления церкви утвердилось "единственно казенное" книгопечатание, а "вольное не допусчено". Если это не изменить, тогда "мы никакой надежды к распространению науки иметь не можем", тогда "вотще" (напрасны) будут все великие начинания петровской эпохи. Когда к власти пришла Анна Иоановна, Татищев сказал о ней: "Как есть персона женская, и так многим трудам неудобна, паче же ей знание законов не достает". Именно с точки зрения отношения к закону он советовал императрице Елизавете Петровне, продолжая дело Петра I, в то же время "нечто исправить, дополнить или переменить". Неслучайно Феофан Прокопович причислил позднее Татищева к стану "мятежников".

ЛИТЕРАТУРА

а) Источники

Духовный регламент Петра Первого. М., 1904.

Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.

Крижанич Ю. Политика. М., 1965.

Симеон Полоцкий. Вирши. Минск, 1990.

Симеон Полоцкий. Избранные статьи. М.-Л., 1953.

Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах; Духовная; Произвольное и согласное разсуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном // Избранные произведения. Л., 1979.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...