Русский материализм
Книги, статьи по философии / Лекции по истории русской философии - Замалеев А.Ф. / Русский материализм
Страница 4

Такова в обобщенном виде антропология Радищева. Едва ли здесь можно усмотреть колебание между материализмом и идеализмом, "между Гельвецием и Кантом". Позиция русского мыслителя отмечена осознанным и последовательным применением материалистической методологии к анализу явлений психики, человеческой духовности. Другое дело, что на этом пути его ждало интеллектуальное разочарование: обосновав материалистически бессмертие души, он в то же время не нашел способа материалистически решить вопрос о форме ее существования. Ему не удалось перевести проблему души в плоскость проблемы сознания. Оттого душа у него, обреченная на вечное существование, совсем по платоновской схеме метампсихоза, переходит от одной телесной "организации" к другой. Однако Радищев слишком умен, чтобы удовлетвориться таким выводом: "О, возлюбленные мои, я чувствую, я несуся в область догадок, и, увы, догадка не есть действительность". Все свои сомнения, все запросы он передал русской философии XIX в. Свежая информация металлическая лестница маршевая у нас на сайте.

4. Ближайшим воспреемником идей Радищева по праву может быть назван А.И. Галич (1783-1848). Он обучался в Германии, где приобщился к шеллингианству. Однако адептом немецкого мыслителя не стал, отдавая предпочтение философии "светской и житейской, приводящей истинный опыт в связь с разумным ведением". Некоторое время занимал кафедру философии в Петербургском университете, откуда был уволен за пропаганду собственной системы. Из всех трудов Галича наиболее фундаментальный - "Картина человека" (1834), которая завершает просветительский этап развития русской философской антропологии.

Галич стоял у истоков антропологического космизма. В его философии человек - "сборное место" мироздания, гармонизирующее "средоточие" мира. Он исследует человека "в разуме общей природы", возводя проблему материи и духа до вселенских масштабов. " .В организме человеческом жизнь на земле, - писал он, - дает себе решительные порывы к свободе и тем достигает цели, к которой стремится через все степени исторического своего развития . Так-то человек является представителем всей планеты!"

Первое, что характеризует человека, - это деятельность. Побуждение к деятельности дает душа, которая не "предсуществует в умственном, неведомом мире", не творится Богом, а возникает через "рождение" и связана с природой, проникнутой "животворящими силами". Это похоже на пантеизм, но только по форме; в действительности Галич, подобно Радищеву, придерживался эволюционного взгляда на происхождение души и проводил качественное различие между силами природы и "идеальным началом" человека.

Сущность души находит свое выражение в познании. Галич создает собственную гносеологию - "духовную дидактику". Основу познания образует чувствование, или ощущение. "Чувствование есть непосредственное откровение существеннейшего, несомненного бытия, - семя и начало духовной нашей жизни". Теоретической стороной духовной жизни выступает "производство познания". Вершиной познания Галич считал "свободное познание", позволяющее "сознать и обозначить отношение между содержанием идеальных созданий", т.е. понятий и категорий. В понятиях закрепляются "мыслящие силы" ума, а категории представляют собой "понятия высшего, энциклопедического единства". Они либо выражают возможность быть чему-либо явлением, либо обозначают способ существования явлений. К первой группе относятся категории пространства, времени, движения, ко второй - количества, качества, отношения. Свободное познание позволяет постичь единство "основания и сущности", приблизиться "к последнему, безусловному началу всякого условного бытия и устройства", познать "гармонию между идеальным и естественным царством". Таким образом, познание объективного мира тесно смыкается с самопознанием человека. Познавая действительность, человек определяет свое место в природном бытии, а познавая самого себя, он овладевает "идеей доброго" - законами и принципами нравственности. Без знания природы не бывает истинной антропологии, без учения о человеке, "человекознания" - науки о мире, философии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...