В гносеологии интуитивизма новое измерение получал вопрос о времени. Лосскому был совершенно чужд катастрофизм, отрицание исторического преемства. Он не допускал уничтожения никакой традиции. Для него в настоящем всегда сохранялось прошлое, органически сосуществуя с будущим. Подобно неоплатоникам, Лосский воспринимал мир и в его тварной сиюминутности, и в его вечной надмирной самотождественности; его время "позитивно", оно исключает "потерю любого содержания": " .есть изменение, но нет отмены, нет умирания, есть предшествующее и предыдущее, но нет отпадения в область прошлого, ведущего бытие бледных бесплотных теней". Органическое миропонимание Лосского включало в единый процесс все движение мира - природное и социальное. Оно в равной степени было и натурфилософией, и культурологией. От целостности мира русский мыслитель шел к целостности культуры, и это составляет его главную философскую заслугу.
Лосский этизирует космос и космизирует мораль, для него бесконечная красота мира неотъемлема от красоты человеческого духа. Его философия напоминает святилище, храм. Здесь все гармонично и целесообразно, служит совершенному идеалу. Но это не католический храм, не готика, где все устремлено ввысь, венчает торжество Божественного над человеческим. Это православная церковь, собор, в котором Божество нисходит до человека, делаясь сопричастником его радостей и страданий. В этом единении - "Царство Духа", "совершенное Добро и Красота". Лосский берет эти понятия в основание своего интуитивизма и преобразует их в систему логики, этики и эстетики.
Таковы общие контуры учения русского философа, пропаганде и разъяснению которого он всегда уделял самое серьезное внимание. Этому он посвятил свои "Воспоминания", написанные в эмиграции и впервые опубликованные в Мюнхене в 1968 г.
5. Л.И. Шестов (1866-1938). В творчестве Шестова объемно и всеохватно высветилась одна тема - трагическая сущность человеческого бытия, неизбывность и постоянство человеческого страдания. Недаром Шестовым впоследствии так заинтересовались западные экзистенциалисты. "Трагедии из жизни не изгонят никакие общественные переустройства, - писал он еще в книге "Достоевский и Нитше (Философия трагедии)" (1903), - и по-видимому, настало время не отрицать страдания, как некую фиктивную действительность, от которой можно, как крестом от черта, избавиться магическим словом "ее не должно быть", а принять их, признать и, быть может, наконец, понять". Эта тема проходит через все его основные сочинения: "Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)" (1905), "На весах Иова (Странствования по душам)" (1929), "Афины и Иерусалим. Опыт религиозной философии" (1951), "Умозрение и откровение" (1964). Шестова раздражала сама бердяевская формула "прорыва к смыслу через бессмыслицу", он был слишком подавлен громадностью и неотвратимостью человеческого страдания, чтобы сохранить какое бы то ни было доверие к разуму, мышлению. Он не желал "убаюкивать себя и свои тревоги соображениями о великих завоеваниях человеческого ума" и с бесконечным почтением становился на позиции Белинского, который потряс его своим бунтом против "Егора Федорыча Гегеля", против самоочевидностей, пропистых истин, всего того, что освящено наукой, моралью, философией.
Смотрите также
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
Глобальные проблемы современности
...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...