Русская философия XX в. (продолжение)
Книги, статьи по философии / Лекции по истории русской философии - Замалеев А.Ф. / Русская философия XX в. (продолжение)
Страница 6

Время взлета и цветения русской философии в эмиграции прошло: все теперь откладывалось на будущее, до возвращения в Россию. В представлении Ильина, "чернь" не обладает никакими предпосылками для подобного "ценза". "Чернь, - писал он в своем трактате "О сущности правосознания", - не понимает ни назначения государства, ни его путей и средств; она не знает общего интереса и не чувствует солидарности; именно поэтому она не способна к организации и дисциплине и легко распыляется при первом же энергичном сопротивлении государственно-организованных сил. Она совершенно лишена сознания государственного единства и воли к политическому единению, и потому, предоставленная себе, она быстро распадается на враждебные станы и шайки и начинает бесконечную гражданскую войну". Столь озлобленное отношение к "черни" нетрудно понять, если вспомнить, что Ильин был одним из самых ярых идеологов Белого движения. Имея в виду будущего советского "монарха", Флоренский писал: "И как бы ни назывался подобный творец культуры - диктатором, правителем, императором или как- нибудь иначе, мы будем считать его истинным самодержцем и подчиняться ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что пред нами чудо и живое явление творческой мощи человечества". В принципе Федотов не был особенно оригинален в своей характеристике большевизма. Задолго до него, еще в 1917 г., вскоре после октябрьского переворота схожие обвинения в адрес Ленина и его партии предъявлял А.А. Богданов. В письме к А.В. Луначарскому он, в частности, писал, что большевизм порвал с "рабочим социализмом" и всецело перешел на позиции "солдатско-коммунистической революции", которая "есть нечто, скорее противоположное социалистической революции, чем ее приближающее". Более того, полагал он, большевизм "усвоил всю логику казармы, все ее методы, всю ее специфическую культуру и ее идеал". Аналогичные мысли и тоже в письмах к Луначарскому в 1920 г. высказывал В.Г. Короленко. Сравнивая большевизм со старыми социалистическими утопиями, знаменитый русский писатель констатировал: "Вы вместо монастырского интерната ввели свой коммунизм в казарму . Не создав почти ничего, вы разрушили очень многое, иначе сказать, вводя немедленный коммунизм, вы надолго отбили охоту даже от простого социализма, введение которого составляет насущнейшую задачу современности". Письма В.Г. Короленко были опубликованы эмигрантским издательством "Задруга" в 1922 г. и получили широкую известность в русском зарубежье. "Грехи" большевизма ни для кого не составляли тайны, они постоянно находились в поле зрения идейной оппозиции. По суждению одного из современных церковных авторов, прот. А. Шмемана, "София . не нужна, и не нужна прежде всего самому богословию о. Сергия. Она воспринимается . как какой-то чуждый и надуманный элемент в его писаниях . ибо все то, о чем он пишет, что составляет тему и вдохновение его творчества . все это не нуждается в Софии".

ЛИТЕРАТУРА

а) Источники

Андреев Даниил. Роза мира: Метафилософия истории. М, 1991.

Ильин И.А. О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979.

Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948- 1954 годов. В 2-х томах. М., 1992.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

Ильин И.А. О сущности правосознания // Соч. В 2-х томах. М., 1993.

Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? Проблемы будущей России (три статьи) // Г.П. Федотов. Судьба и грехи России: Избр. статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х томах. СПб., 1991.

Федотов Г.П. Что такое социализм? Сталинократия. Тяжба о России // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992.

Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Литературная учеба. 1991. Кн. 3.

б) Исследовани

Бойков В.Ф. Судьба и грехи России (философско-историческая публицистика Г.П. Федотова) // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избр. статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х томах. СПб., 1991. Т. 1.

Мень А. Возвращение к истокам // Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

Лекция 14

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Смотрите также

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...