Традиции русской философии в советский период
Книги, статьи по философии / Лекции по истории русской философии - Замалеев А.Ф. / Традиции русской философии в советский период
Страница 3

Создатель "космической философии" хотел соответствовать "духу времени": влияние: "научного социализма"тяжким клеймом ложилось на его идейные пророчества. Тут он был не одинок: достаточно вспомнить Флоренского и Д. Андреева. Но мечтая о космическом самоутверждении разума, Циолковский хотел целесообразности и ненасилия. Вне всякого сомнения, ему были близки нравственные идеалы толстовства; во всяком случае, он не остался равнодушным к яснополянской проповеди.

б) В.И. Вернадский (1863-1944). "Космический взгляд", за который так ратовал Циолковский, особенно отчетливо выражен в трудах Вернадского. Смысл его философии также заключался в стремлении определить место человека "не только на нашей планете, но и в космосе". Этой проблеме он посвятил свою главную книгу "Научная мысль как планетное явление" (1937-1938), ставшую вершиной его научного творчества.

Фундаментальное открытие Вернадского - осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере. Биосферу Вернадский определял как область Земли, охваченную "живым веществом", или, иначе, "совокупностью живых организмов". Считал неприемлемым термин "жизнь", так как использование его неизбежно выводит "за пределы изучаемых в науке явлений". Однако биосфера не ограничивается только живым веществом; последнее в нем соседствует с косными телами, которые резко преобладают "по массе и по объему". Между этой косной безжизненной частью и живыми веществами идет непрерывный материальный и энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызываемом живым веществом. Данный "биогенный ток атомов", состоящий в дыхании, питании, размножении и т.д., характеризуется устойчивостью равновесия и организованности, несмотря на разнородность строения биосферы. Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом веществе процессы протекают иначе, нежели в косной материи, особенно если рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе исторического времени, в косном - в масштабе геологического. Различие здесь таково, что "секунда" геологического времени больше "декамириады", т.е. ста тысяч лет исторического времени.

Вместе с тем, как отмечал Вернадский, в ходе геологического времени "растет мощность выявления живого вещества" в биосфере, увеличивается его значение и степень воздействия на косное окружение. Это обусловливает направленность эволюции биосферы, ее постепенное изменение, в результате которого формируются "начала жизненной среды на нашей планете". Вернадский признавал, что "явления жизни наряду с энергией, материей (атомами), электричеством, эфиром и т.п." следует рассматривать "как искони существующие части космоса, более или менее не сводимые всецело к какому-нибудь одному из этих представлений". Появление человечества приводит к возникновению "новой небывалой геологической силы". Вследствие деятельности людей создается "все растущее множество новых косных природных тел и новых больших природных явлений". Биосфера меняется прямо на глазах, порождая благоприятные условия для размножения человечества и заселения им таких частей космоса, "куда раньше не проникала его жизнь и местами даже какая бы то ни было жизнь". Первостепенная роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успехам техники передвижения и мышления, возможностям "мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете". Человечество все более становится единым и неделимым, оно начинает "мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но в планетном аспекте". Все это свидетельствует о переходе биосферы в новое состояние - ноосферу.

С ноосферой открывается новая эра в геологической истории Земли - антропологическая, которая станет эрой борьбы "сознательных укладов жизни против бессознательного строя мертвых законов природы". На стадии ноосферы человечество как единое целое охватит весь земной шар и окончательно решит "вопрос о лучшем устройстве жизни".

Из этого, конечно, не следует, будто человечество до сих пор мирилось с условиями своего существования. Вся его многотысячелетняя история исполнена исканий - религиозных, философских, политических. Однако все полученные таким образом решения, полагал Вернадский, в конце концов переносили "вопрос в другую плоскость - из области жестокой реальности в область идеальных представлений", таких как бессмертие личности и т.п. Поэтому они должны быть оставлены в стороне, как "не вытекающие из научных фактов". Наука может с ними не считаться, ибо для них не имело значения "единство и равенство по существу, в принципе всех людей, всех рас". "Духовное единство религии, -писал мыслитель-естествоиспытатель, - оказалось утопией. Религиозная вера хотела создать его физическим насилием - не отступая от убийств, организованных в форме войн и массовых казней. Религиозная мысль распалась на множество течений. Бессильной оказалась и государственная мысль создать это жизненно необходимое единство человечества в форме единой государственной организации. Мы стоим сейчас перед готовыми ко взаимному истреблению многочисленными государственными организациями - накануне новой резни". Вернадский имел в виду неизбежность второй мировой войны в XX столетии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...