Европейская философия XVII-XVIII вв.
История общей философии / Европейская философия XVII-XVIII вв. / Европейская философия XVII-XVIII вв.
Страница 11

В XVIII в. в Англии и Франции сложились крупные школы философского материализма. К классикам английского материализма этого времени относятся в первую очередь Джон Толанд (1670-1722) и выдающийся химик и философ Джозеф Пристли (1733-1804). Крупнейшие представители французского материализма XVIII в. — Жю-льен Офре де Ламетри (1709-1751), Дени Дидро (1713-1784), Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) и Поль Анри Гольбах (1723-1789).

Французские материалисты развили концепцию материи как природы, бесконечной совокупности вещей. Согласно их взглядам, существует только материальная субстанция, которая обладает тремя атрибутами, т. е. формами ее существования — движением, пространством и временем. Вслед за своими английскими предшественниками французские материалисты доказывали, что движение и материя неотделимы друг от друга.

Вопрос о взаимосвязи материи и движения в XVII-XVIII вв. занимал ключевое место в полемике материалистов и идеалистов. В механистической науке XVII в. главную роль играла ньютоновская концепция классической механики. Ее сторонники полагали, что движение не может начаться спонтанно — любое тело получает его извне. Исаак Ньютон вообще не обсуждал случаев, при которых физическое тело приходит в движение без внешнего толчка. Дж. Локк определял материю как «протяженную и плотную субстанцию», не вводя движение в число ее атрибутов. Б. Спиноза также не называл движение атрибутом материи, хотя и высказывал сомнение в правильности своего подхода. Дж. Беркли понимал, что основа, субстанция мира должна обладать внутренней активностью и писал о материалистах: «Но почему эти люди предполагают, что идеи ощущений вызываются в нас сходными с ними вещами, а не прибегают к духу, который один может действовать?» Неспособность материи к движению стала главным аргументом в полемике идеализма против материалистов. Однако в начале XVIII в. физика, химия и астрономия доказали существование глубокой связи между материальной субстанцией и движением. Опираясь на их данные, английский материалист Д. Толанд ввел в философию понятие «самодвижения» материи. Позже эту мысль обосновал Д. Пристли. Он пришел к выводу о том, что в самой сущности материи заключен источник движения и изменения — противоречие. «Материя, — писал он, — не является косной . субстанцией, как это обычно допускается. Силы притяжения и отталкивания необходимо связаны с ее подлинным существом . Поэтому я определяю материю как субстанцию, обладающую свойствами протяженности и силами притяжения и отталкивания». Таким образом, в XVIII в. по существу был окончательно решен вопрос о внутренней активности материи. Не полностью разрешенным остался только вопрос о том, каким образом материальная субстанция может породить сознание. Споры о способности материи самостоятельно, без вмешательства сверхъестественных сил породить дух в той или иной форме продолжаются в науке до сих пор. Материалистическая философия считает, что вопрос о возникновении сознания из материи в его наиболее общем и принципиальном виде является окончательно решенным, хотя механизмы его возникновения требуют дальнейшего изучения методами психологии, нейрофизиологии и других наук.

В основном теоретическом труде французского материализма — книге Гольбаха «Система природы» — движение определялось как способ существования материи. В то же время оно в основном сводилось к механическому, т. е. простому перемещению в пространстве и во времени по законам механики. Так, Ламетри в работе «Человек-машина» пытался доказать, что человеческий организм можно полностью объяснить законами механики. «Я не ошибусь, — писал он, — утверждая, что человеческое тело представляет собой часовой механизм, но огромных размеров и построенный с таким искусством и изощренностью, что если остановится колесо, при помощи которого в нем отмечаются секунды, то колесо, обозначающее минуты, будет продолжать вращаться и идти как ни в чем не бывало, а также, что колесо, обозначающее четверти часа, и другие колеса будут продолжать двигаться . Таким же точно образом засорение нескольких сосудов недостаточно для того, чтобы уничтожить и прекратить действие рычага всех движений, находящегося в сердце, которое является рабочей частью человеческой машины . » Несколько позже во французском материализме появилась мысль о несводимости движения в живой природе к качественно более простому движению в неживой природе. Однако более детальная разработка этой идеи происходит только в XIX в.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...