Европейская философия XVII-XVIII вв.
История общей философии / Европейская философия XVII-XVIII вв. / Европейская философия XVII-XVIII вв.
Страница 12

Французские материалисты критиковали представления о бессмертии души и считали сознание продуктом человеческого мозга. В теории познания они сделали значительный шаг вперед, попытавшись преодолеть различие эмпиризма и рационализма. С их точки зрения, познание начинается с ощущения (как считал Д. Локк). Источник ощущений — реально существующий объективный мир, материя. В научном познании должны сочетаться и дополнять друг друга эмпирические и теоретические методы исследования, поэтому эмпиризм и рационализм должны дополнять друг друга, а не противопоставляться.

Материалисты XVIII в. создали новую, более последовательную форму атеизма. Так, Гольбах доказывал, что религия возникла на основе первобытного фантастического представления о душе, якобы отличной от тела и способной существовать отдельно от него. Первобытные люди мыслили антропоморфно, т. е. переносили на природу такие чисто человеческие способности, как разум, желания и воля. Жрецы стали использовать эти представления для обмана народа в своих эгоистических интересах. Религию французские материалисты называли результатом встречи простака и обманщика.

В своей общественно-политической деятельности французские материалисты тесно примыкали к представителям двух других течений — энциклопедистам и просветителям. Энциклопедисты — это коллектив авторов «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел», в котором были обобщены и популяризированы научные знания, накопленные к концу XVIII в. Энциклопедия была издана в 1751-1780 гг. в 17 томах текста с 11 томами иллюстраций. В число ее авторов входили Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескьё, Руссо, Тюр-го, Рейналь и Бюффон. Редакторами энциклопедии были Д. Дидро и Ж. Л. Д'Аламбер. В этом издании участвовали мыслители различных взглядов, но их объединяли общие принципы — убежденность в необходимости преодоления консервативных устоев феодального общества, отрицание религиозной идеологии и стремление к обоснованию научного, рационалистического мировоззрения. Все французские материалисты являлись также просветителями. Просветители — сторонники широкого движения общественной мысли в Европе и Северной Америке, которые сформировали идеологию общества эпохи классического капитализма. Они считали, что просвещение народных масс, распространение гуманистических идей, критика феодализма, религии и схоластических пережитков в мышлении приведут к созданию «царства разума» на земле, лучше всего соответствующего человеческой природе. Таким царством разума большинство французских материалистов считало общество, возглавляемое гуманным и просвещенным монархом.

Французские материалисты пытались понять законы общественного развития, однако им не удалось создать последовательное материалистическое учение об обществе. Другая историческая ограниченность этой философской школы состояла в том, что материализм французских философов XVIII в. оставался метафизическим, чуждым диалектики. Новая концепция диалектики была разработана в XVIII-XIX вв. немецкой классической философией, а соединение идей теории развития с основными принципами материализма произошло в середине XIX в. в марксистской философии. В рамках марксизма было разработано также материалистическое понимание общества (исторический материализм).

Страницы: 7 8 9 10 11 12 

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
...

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...