1. Кружок Н. В. Станкевича
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Кружок Н. В. Станкевича и либеральное западничество: философские идеи и принципы / 1. Кружок Н. В. Станкевича
Страница 4

Вопрос о том, насколько адекватно русские последователи Гегеля понимали все аспекты его системы взглядов, является, конечно, сложным. В первую очередь это относилось к одному из положений в его философии, где действительное объявляется разумным, а разумное действительным. Белинский, как известно, в результате ошибочного его толкования занял позицию "насильственного примирения" с действительностью. Правда, уже в 1840-1841 гг. критик "раскланивается" с "Егором Федоровичем", как он тогда шутливо называл Гегеля, и переходит на позиции революционного демократизма.

Конец 30 - 40-е гг. в России - начало нового этапа в развитии философской мысли. В это время происходит становление наиболее значительных течений и идейных платформ русской мысли XIX в. Идейное размежевание приводит к тому, что вчерашние противники становятся союзниками, и наоборот. Часть членов кружка Станкевича объединилась с бывшими участниками кружка Герцена- Огарева. К. С. Аксаков и Ю. Ф. Самарин со временем стали теоретиками славянофильства, объединились с бывшими любомудрами И. В. Киреевским и А. И. Кошелевым. Белинский стал символом зарождающегося революционного демократизма, Боткин и Грановский эволюционировали в направлении либерализма, Бакунин стал идеологом анархизма. В кружке Станкевича эти течения только еще наметились, и будущие революционные мыслители Белинский и Бакунин не разошлись с будущими представителями либерального направления, идейно развиваясь в атмосфере дружеских дискуссий на актуальные философские и общественно-политические темы. Плеханов Г. В. Соч. М; Л., 1926. Т. 23. С. 29. См.: Колюпанов Н. П. Биография А. И. Кошелева. М., 1889. Т. 1.Кн. 1.С. 53. Станкевич Н. В. Избранное. М., 1982. С. 136. Станкевич Н. В. Моя метафизика // Русская философия первой половины XIX века. Хрестоматия. М., 1987. С. 198. Там же. С. 199. Станкевич Н. В. Моя метафизика // Русская философия первой половины XIX века. Хрестоматия. С.202. Там же.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Две особенности русского марксизма
...