Немецкая классическая философия завершила так называемый классический период в развитии мировой философии. После нее произошло формирование главных философских школ эпохи зрелого капитализма и возникли направления, существующие в философской мысли до сих пор — это прежде всего марксизм, позитивизм и неопозитивизм, философская герменевтика, философская антропология, неотомизм, экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм.
Крупнейшими представителями немецкой классической философии были пять мыслителей: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1714), Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).
Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант является одним из наиболее великих и популярных мыслителей в истории европейской цивилизации. Всю жизнь он прожил в городе Кёнигсберге (ныне Калининград) и преподавал в Кёнигсберг-ском университете.
Научное творчество Канта разделяется на два резко различающихся периода — докритический и критический. В докритический период философ был материалистом. В критический период Кант глубже всех предшествующих мыслителей поставил проблему познаваемости мира и перешел на позиции агностицизма. Его критическая философия ближе всего стоит к субъективному идеализму, хотя содержит также элементы объективного идеализма и материализма.
В докритический период своего научного творчества Кант читал лекции и публиковал труды по естественным наукам — прежде всего географии и астрономии, а также по некоторым вопросам философии. Самая важная работа этого периода — «Всеобщая естественная история и теория неба». В ней изложена так называемая небулярная гипотеза Канта—Лапласа (предложенная французским астрономом Лапласом независимо от Канта). Согласно этой гипотезе, Солнечная система не всегда была такой, какова она сейчас, а возникла из первичной газовой туманности. Гипотеза Канта—Лапласа стала первой крупной диалектической идеей в науке Нового времени, пробила первую брешь в метафизических воззрениях на природу. До этого в науке господствовало убеждение в неизменности всего существующего: новые биологические виды возникать не могут (Линней); Солнечная система всегда была такой, какова она сейчас (Птолемей, Коперник, Кеплер, Ньютон); капиталистическая экономика все время остается одной и той же и будет существовать в неизменном виде неограниченно долгое время (А. Смит) и т. п. После гипотезы Канта о возникновении Солнечной системы идея изменения и развития начала проникать в естествознание. Небулярная гипотеза отбрасывала попытки объяснить развитие природы с помощью представлений о божественном первотолчке. Она привела в движение другие науки — геологию, химию, биологию, поскольку стало ясно, что в изменяющейся Солнечной системе не могли существовать неизменные геологические структуры, химические вещества и организмы.
В критический период своего творчества Кант осуществил беспрецедентный по своей глубине анализ человеческого познания. Главными произведениями критического периода являются основная работа Канта «Критика чистого разума», а также «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Популярное изложение идей своей философии немецкий мыслитель дал в работе «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть как наука». Не вдаваясь в подробности, опишем наиболее важные положения критической философии Канта.
В основе критической философии лежат два фундаментальных понятия: «вещь в себе» (или ноумен, сущность) и «вещь для нас» (или феномен, явление). Вещи в себе — это реальные предметы, существующие независимо от нашего сознания. Признание существования вещей в себе — чисто материалистическое положение, прямо противоречащее идеям классиков субъективного идеализма Дж. Беркли и Д. Юма. Но все остальное содержание учения Канта находится в непримиримой оппозиции к философскому материализму.
Немецкий философ утверждал, что вещь в себе в принципе непознаваема. Человек может познавать не вещи в себе, а только вещи для нас, или явления. Вещь для нас (явление) — это вещь, какой она представляется нашему сознанию.
Кант справедливо обращал внимание на то, что органы чувств человека и его разум неизбежно искажают картину мира. В самом деле, современная психология согласна с тем, что человек как бы привносит в свое восприятие мира свою собственную природу. Например, цвета радуги не существуют в окружающем мире буквально в таком виде, в каком их представляет себе человек. В объективном мире действительно есть световые волны различной длины. Однако «красное», «желтое», «синее» и т. п. — это, строго говоря, субъективные ощущения, возникающие только в органах чувств человека. Одну и ту же окраску — например, синий цвет — человек с обычным строением глаза воспримет как синий, дальтоник — как-то иначе, пчела и муравей увидят в нем ультрафиолетовые оттенки, которые невидимы для человека, кит или летучая мышь воспримут эти же предметы с помощью эхолокации (мы не можем себе представить, как вообще они ощущают цвета). Известный у психологов феномен с неограниченным объемом памяти, журналист Шерешевский называл забор «громким» и «соленым», т. е. мог воспринимать цвет как звук и вкус. Возникает вопрос: каков же данный цвет на самом деле, кто видит его правильно? Этим вопросом задавались еще античные скептики (вспомним скептические тропы), но Кант впервые подверг его глубокому анализу.
Смотрите также
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...