Классическая немецкая философия XVIII-начала XIX в.V
История общей философии / Классическая немецкая философия XVIII-начала XIX в. / Классическая немецкая философия XVIII-начала XIX в.V
Страница 2

Немецкий философ пришел к выводу, что в вещи для нас, т. е. в вещи, какой она нами воспринимается — неразрывно слиты, соединены два компонента: реальные свойства вещей в себе и свойства человеческих органов чувств, всего познавательного аппарата. Мы в принципе не можем и никогда не сможем отделить свойства вещей в себе от искажающего воздействия, привносимого в картину мира нашим познанием. Если органы чувств нас в чем-то обманывают (а психология показывает, что так оно и есть), то встает вопрос о том, как проверить их показания. Кант разделял точку зрения Локка: все знания сначала проходят через органы чувств, никакого другого канала поступления информации в человеческий мозг не существует. Поэтому и проверить правильность показаний органов чувств невозможно. Ведь проверка будет осуществляться опять же с помощью органов чувств, и мы попадаем в замкнутый круг: органы чувств человека проверяют сами себя. Вывод, сделанный Кантом из этого и ряда других аргументов, диаметрально противоположен оптимистической вере Декарта и просветителей в могущество разума и звучит как приговор человеческому познанию: достоверное познание реального мира, состоящего из вещей в себе, принципиально невозможно. Мы познаем не мир вещей в себе, а мир явлений (вещей для нас) — то, какими вещи в себе нам являются, кажутся. Разделить свойства вещей в себе и те искажения, которые вносят в картину мира наши органы чувств, принципиально невозможно. Вся наука изучает только мир явлений, или вещей для нас, а сущности скрыты от познающего субъекта в мире вещей в себе. Попытка совершить «трансцензус», т. е. переход от познания вещи для нас к достоверному знанию о вещи в себе всегда заканчивается провалом. Кант отверг как ошибочную всякую «трансцендентную» философию, которая пытается совершить такой переход. Трансцендентными являются учения философов, полагающих, что человек может достоверно познавать вещи в себе, т. е. реальный мир. К ним относятся, например, все материалисты.

Человеческое познание, согласно Канту, проходит три ступени: созерцание (на современном языке оно называется чувственной ступенью познания), рассудок и разум.

На ступени созерцания хаос ощущений, которые возникают в органах чувств под воздействием вещей в себе, упорядочивается с помощью пространства и времени. Понимание пространства и времени у Канта не имело ничего общего с господствовавшей в науке его эпохи концепцией классической механики. Прежде всего для описания этих явлений Кант ввел знаменитое понятие, которое после него стало широко использоваться в научном языке, — понятие априорности (во всех языках мира оно часто приводится по-латыни — a priori).

Априорное у Канта — значит «доопытное», существующее в сознании «до опыта», до получения мозгом первых ощущений. С помощью понятия априорности Кант пытался разрешить спор сторонников и противников утверждения о существовании врожденного (т. е. доопытного, априорного) знания. Платон считал, что человеческая душа получает знание в мире идей, где она находится до нашего рождения, и процесс познания является воспоминанием этого знания, имевшегося в душе до опыта. Декарт утверждал, что не все знание врожденное — существуют только врожденные идеи, к которым относятся вера в бога, аксиомы геометрии Евклида и другие фундаментальные положения математики. Джон Локк довольно убедительно доказывал, что у человека нет врожденных идей, сознание новорожденного — это tabula rasa, «чистая доска». Кант сделал следующий шаг, опираясь на концепции этих мыслителей. Он считал, что ни врожденного знания, ни отдельных врожденных идей в строгом смысле слова не существует. Однако знание, по Канту, — результат взаимодействия свойств вещей в себе и познавательных способностей человека, которые он получил от природы, т. е. a priori, до своего индивидуального чувственного опыта. Немецкий мыслитель пришел к выводу: само познание возможно только потому, что мы a priori, до опыта, уже имеем в своем сознании не готовые познания, а так называемые априорные формы чувственного созерцания — это и есть пространство и время. Наши органы чувств постоянно получают множество ощущений. Действительно, по данным современной биологии, в человеческий мозг ежесекундно поступает несколько миллиардов (!) нервных импульсов, отражающих воздействия внешней среды и состояния самого организма. Вся эта лавина ощущений могла бы просто «слипаться» в некий сплошной ком, и мы бы тогда ощущали не отдельные предметы, а неразличимый хаос — вспышки разного цвета, рев, быстро меняющиеся запахи и вкусы и т. п. Почему такого не происходит? Потому, отвечает Кант, что в человеческом познании еще «до всякого опыта», a priori имеются врожденные способности упорядочивать хаос ощущений, располагая их в пространстве и во времени. Априорные формы чувственного созерцания (пространство и время) для агностика Канта вовсе не отражают какие-либо отношения между реальными вещами, существующими в объективном мире (как считал Ньютон и другие физики). Пространство и время — это только врожденные способности человеческого мышления упорядочивать картину мира, воспринятого органами чувств — видеть и слышать отдельные предметы, оценивать расстояние между ними, воспринимать последовательность происходящих событий, различая прошлое, настоящее и будущее. Каковы объективные отношения между вещами в себе, есть ли там что-то похожее на пространство и время, — мы, согласно Канту, никогда не сможем узнать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...