Классическая немецкая философия XVIII-начала XIX в.V
История общей философии / Классическая немецкая философия XVIII-начала XIX в. / Классическая немецкая философия XVIII-начала XIX в.V
Страница 4

Тезис: в мире все существует по необходимости. Антитезис: в мире есть свобода.

Тезис: в мире есть абсолютно необходимое существо как часть или причина мира. Антитезис: в мире нет такого существа.

Как видим, в антиномиях высказаны противоположные варианты решения фундаментальных философско-мировоззренческих проблем, которые близки к основному вопросу философии. Например, вопрос о бесконечности мира в пространстве и во времени — это преобразованная форма вопроса о том, что первично — сознание или материя (если мир имеет начало во времени, то он, очевидно, создан богом). Сюда же примыкает прямой вопрос о наличии в мире «абсолютно необходимого существа», т. е. бога.

Кант считал, что при попытках разрешить антиномии чистого разума возникает совершенно невероятная ситуация, не объяснимая с точки зрения формальной логики. В каждой антиномии оказываются истинными одновременно и тезис и антитезис, хотя они являются взаимоисключающими высказываниями. С точки зрения Канта, можно одинаково строго доказать, что мир конечен и что мир бесконечен; что в мире есть только необходимость и что в мире есть свобода и т. д. Но ведь такого, как утверждает формальная логика, вообще не может быть: согласно закону исключенного третьего, для любого высказывания истинно либо оно само, либо его отрицание. (Всякому, например, ясно, что из двух высказываний: «сейчас идет дождь» и «сейчас не идет дождь» может быть истинным только одно.) Почему же в случае с антиномиями чистого разума взаимоисключающие высказывания могут быть одинаково строго доказаны?

Кант делает вывод, что возникновение неразрешимых противоречий при попытке ответить на мировоззренческие вопросы, сформулированные в антиномиях, объясняется глубинной природой человеческого познания. Дело в том, что мир и бог, природа которых обсуждается в антиномиях — это вещи в себе. Познать их человек не может. Возникновение антиномий чистого разума — сигнал о том, что познание достигло естественных границ своих возможностей, и попытка перейти эту границу кончается тем, что разум запутывается в неразрешимых противоречиях. Человеческий разум в принципе не способен разрешить мировоззренческие вопросы, поставленные в антиномиях, так как наше познание может изучать только мир явлений, а не вещей в себе. Таков главный вывод «Критики чистого разума».

Иммануил Кант первым в истории философии и науки вообще поставил задачу исследовать границы и возможности человеческого познания. Его выводы оказались прямо противоположны взглядам материалистов, крупнейших естествоиспытателей и экономистов XVII-XVIII вв.: человеческий разум отягощен внутренним пороком, ограниченностью, он не способен познавать сущность (вещь в себе) и вечно будет изучать уровень явлений (вещь для нас). Дальнейшее развитие науки уже не могло опираться на наивную оптимистическую веру в безграничные возможности познания. «Отмахнуться» от поставленных немецким мыслителем проблем наука не сможет уже никогда. Требовался глубокий философский анализ возможностей разума — анализ, который должен был подтвердить или опровергнуть правильность агностического подхода Канта.

В «Критике практического разума», «Критике способности суждения» и других поздних работах Кант развернул целую систему религиозных, этических, эстетических, политических взглядов, которая вытекает из его центральной идеи — идеи непознаваемости вещей в себе. Широко известны его религиозные представления. Он отмечал, что бог не дан человеку в чувственном опыте (бога нельзя видеть, слышать и т. п.). Поэтому бог является вещью в себе, и разум не в силах доказать или опровергнуть его существование. Все разумные (рациональные) доказательства бытия бога начиная с работ Тертуллиана, Августина Блаженного и Фомы Аквинско-го в таком случае просто теряют смысл. Кант дает новое обоснование необходимости существования религии: поскольку наука, философия и теология не могут доказать существование бога, в него надо просто верить. Вера в бога, согласно Канту, необходима человеку как нравственная опора. Без этой веры невозможно примирить мораль с очевидными фактами зла, существующими в повседневной жизни. Такое обоснование религии вызвало обвинения философа в атеизме. В самом деле, теология утверждала, что бог существует и поэтому следует соблюдать нормы морали. Кант, опираясь на идеи гуманизма, рассуждает прямо противоположным образом: реальная человеческая жизнь требует соблюдения моральных норм, и поэтому следует верить в бога (хотя его существование, строго говоря, недоказуемо).

Наиболее известной идеей Канта в учении о морали является основной закон его этики, так называемый категорический императив. Это универсальное требование к человеческому поведению, которое философ сформулировал следующим образом: « .поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству». Требование рассматривать другого человека как самоцель, а не средство достижения чьих-либо целей, вошло в современную концепцию гуманизма и рассматривается как важнейшая основа нравственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...