Философия марксизма
История общей философии / Европейская философия XIX-XX вв. / Философия марксизма
Страница 3

Гегеля и на материализм Фейербаха. Идеалистическую основу философии Гегеля и метафизическое понимание мира у Фейербаха Маркс и Энгельс считали ошибками, устаревшими сторонами их философских концепций. Собственное философское учение Маркса и Энгельса получило название диалектический материализм. Их последователи всегда подчеркивают, что формирование новой концепции материализма и диалектики (т. е. диалектического материализма и включенной в него материалистической диалектики) явилось результатом действия трех групп предпосылок:

социально-экономических (возникновение зрелой формы капиталистического общества); конкретно-научных (крупные открытия в естественных и общественных науках); философско-теоретических (немецкая классическая философия,

прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха). Концепция диалектического материализма наиболее подробно была изложена в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1877-1878) и «Диалектика природы» (1873-1886, впервые опубликована в СССР только в 1925), в работах В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) и «Философские тетради» (1914-1916). В то же время, до сих пор не существует научного труда, в котором было бы дано целостное, подробное и общепринятое изложение философской концепции марксизма. После В. И. Ленина диалектический материализм долгое время разрабатывался философами СССР (1920-1980-е гг.), пока распад Советского Союза и изменение политической системы в России не привели к уменьшению интереса к марксистской философии и к марксизму в целом. Для адекватной оценки этой философской системы приведем высказывания из книги профессора Массачусетского технологического института Лорена Грэхэма «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе», впервые опубликованной в 1987 г.: «По универсальности и степени разработанности диалек-тико-материалистическое объяснение природы не имеет себе равных среди современных систем мысли. В самом деле, необходимо было бы вернуться на несколько веков назад, к аристотелевской схеме природного порядка или к картезианской (декартовской. — С. О.) механической философии, для того чтобы найти такую систему, основанную на самой природе, которая могла бы соперничать с диалектическим материализмом по степени развития или целостности строения». «Xотя диалектический материализм и продолжает оставаться доктриной, интересной с интеллектуальной точки зрения, на политическом уровне он потерпел крах, поскольку является доктриной деспотического и недемократического государства. В руках официальных идеологов (в противоположность серьезным естествоиспытателям и философам) он превратился, по существу, в государственную религию». Американский исследователь обращает здесь внимание на сложное, неоднозначное положение диалектического материализма в современной науке и в обществе в целом. С одной стороны, в этой концепции даны глубокая интерпретация и философское обобщение научных и социальных проблем нашего времени. С другой стороны, в XX в. концепцию диалектического материализма широко использовали в политической борьбе, подвергая при этом переосмыслению и многочисленным искажениям.

Третья фундаментальная идея марксизма — создание исторического материализма, или материалистического понимания истории. Благодаря этой идее философия марксизма получила полное название «диалектический и исторический материализм». Исторический материализм тоже использует теорию развития, диалектику, и в этом смысле также является диалектическим. Две характеристики новой формы материализма — диалектический и исторический — были даны для того, чтобы подчеркнуть, что в марксистской философии впервые удалось распространить идеи материализма на социальную философию, сделать философскую концепцию общества последовательно материалистической. В чем основное содержание исторического материализма и чем он отличается от других философских учений об обществе?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...