Философия марксизма
История общей философии / Европейская философия XIX-XX вв. / Философия марксизма
Страница 5

Кратко обрисованный здесь механизм общественного развития Маркс более детально изучил в своем основном труде — «Капитале» — и в ряде менее крупных работ («Немецкая идеология», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта», «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы»).

До настоящего времени продолжаются дискуссии о том, как именно в той или иной конкретной ситуации может осуществляться определяющее влияние материального производства на развитие общества. Попытки развить и переосмыслить подход Маркса приводят к появлению различных интерпретаций его идей. Одна из таких интерпретаций — концепция так называемого экономического детерминизма. Согласно этой концепции, все социальные процессы прямо и непосредственно, по существу автоматически предопределяются изменениями в экономике. Уже после смерти Маркса Энгельс отмечал, что считает такое истолкование их подхода примитивным и неправильным. «Согласно материалистическому пониманию истории, — писал он одному из своих корреспондентов в 1890 г., — в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если кто-нибудь это положение извратит в том смысле, что будто экономический момент является единственно определяющим моментом, тогда утверждение это превратится в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу. Экономическое положение — это базис, но на ход исторической борьбы оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки».

Подход к анализу общества, разработанный в социальной философии Маркса и Энгельса, с самого начала вызывал возражения со стороны мыслителей идеалистического направления. В то же время фундаментальные принципы исторического материализма используются и продолжают обсуждаться в трудах философов, экономистов, историков, политологов и представителей других научных дисциплин.

Таковы три наиболее фундаментальные концепции, внесенные марксизмом в мировую философию.

Можно выделить ряд других, более частных философских идей марксизма, которые представляют собой развертывание и углубление перечисленных фундаментальных концепций.

Четвертая новая идея марксистской философии — учение о формах движения материи и закономерностях их взаимосвязи.

Механистическая философия материалистов XVII-XVIII вв. и классическая физика пытались объяснить любые изменения в природе, а иногда и в обществе механическим движением атомов и молекул. Ученым казалось, что не только простое механическое движение, но и химические реакции, функционирование живых организмов, действия человека можно представить как результат движения атомов, происходящего по законам классической механики. В середине XIX в. Лев Толстой в романе «Война и мир» с иронией писал о мыслителях, которые готовы объяснить исторические события движениями атомов в голове Наполеона. В это время уже стало ясно, что объяснить природу и общество только законами механики невозможно. В природе должны быть какие-то другие, более сложные законы. Существуют качественно различные уровни организации природы, не сводимые один к другому. Впервые эти уровни попытался разграничить Гегель. В его «Философии природы» были выделены три уровня организации: механизм, химизм и организм. После них возникает дух, т. е. (говоря языком философского материализма) общество. Огюст Конт выразил мысль о существовании уровней организации природы в своей классификации наук. Основные науки он расположил в порядке усложнения таким образом: астрономия, математика, физика, химия, биология, социология. Опираясь на эти классификации, Фридрих Энгельс разработал диа-лектико-материалистическую концепцию основных форм (ступеней развития) материи. Согласно этому подходу, в известной нам области Вселенной существуют четыре основные, качественно различающиеся формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Каждой из основных форм материи соответствует и одна из основных форм движения. Наиболее элементарная форма движения, представляющая собой просто перемещение в пространстве и во времени, — механическая. После нее в порядке усложнения следуют физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения. Энгельс сумел сформулировать также основные закономерности взаимодействия этих форм движения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...