Философия марксизма
История общей философии / Европейская философия XIX-XX вв. / Философия марксизма
Страница 1

Марксизм — одно из наиболее влиятельных направлений в общественной мысли XIX-XX вв. Он возникает в середине 1840-х гг. Его основатели — Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) —

разработали систему научных и политических взглядов, которая используется не только учеными, но и общественно-политическими движениями многих стран мира. Оценивая влияние крупнейших мыслителей на ход развития цивилизации в XX столетии, Карл Поппер назвал XX век веком Маркса и Фрейда.

В XX в. возникло много версий и истолкований марксизма. Как известно, в СССР марксизм — понимаемый преимущественно в его сталинской версии — был объявлен официальной идеологией КПСС и Советского государства. Поэтому вся история России в XX в. связана с развитием и распространением данной системы взглядов. Негативная оценка марксизма, распространившаяся в постсоветской России, не является, на наш взгляд, адекватной и окончательной. Подводить итоги влияния на развитие цивилизации марксизма в целом и марксистской философии в частности еще рано.

В марксизме выделяются три составные части: философия, политическая экономия и теория научного коммунизма. При этом философия образует наиболее фундаментальную теоретическую основу, на которую опираются две другие концепции. Нашей задачей здесь является сформулировать первоначальные идеи марксистской философии, не затрагивая специально другие составные части этого учения.

По определению одного из наиболее выдающихся последователей Маркса и Энгельса Владимира Ильича Ленина (1870-1924), «философия марксизма есть материализм». Следует отметить, что учение Маркса явилось важной ступенью развития философского материализма, так как в марксистской философии был выдвинут ряд крупных, принципиально новых идей. Обсудим эти идеи подробнее.

Первой новой идеей, лежавшей в основании марксистской философии, было коренное изменение подхода к философскому знанию и его месту в культуре. Представители немецкой классической философии — прямые идейные предшественники К. Маркса — считали, что их наука имеет преимущественно теоретическое значение. Царство философии — это сфера чистой мысли. Она только объясняет мир, не вмешиваясь в происходящие в нем события (экономику, политическую борьбу и т. п.). Философия — царица наук, объединяющая в целостную систему все теоретическое знание. В своей ранней работе «Тезисы о Фейербахе» Маркс поставил перед философией другие задачи. Он писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело же состоит в том, чтобы изменить его». Отсюда ярко выраженная практическая направленность марксистской философии: она должна не только теоретически осмыслить природу и человека, но и разработать стратегию преобразования общества путем целенаправленной революционной деятельности.

Вторая фундаментальная идея марксистской философии — создание концепции диалектического материализма.

Прямыми предшественниками марксизма в области философии явились Г. В. Ф. Гегель и Л. Фейербах (см. главу 5). Гегель был классическим представителем объективного идеализма и диалектики, Фейербах — материалистом и метафизиком. Вплоть до середины XIX в. философский материализм не мог воспринять идеи диалектики, так как опирался на недостаточно развитые естественные науки.

В естествознании XVII-XVIII вв. господствовал метафизический стиль мышления. Ученые исследовали только изолированные предметы и их свойства, а не крупномасштабные процессы изменения, развития, взаимодействия (см. главу 5). Природу считали постоянной и неизменной. Всем казалось, что, например, биологические виды вечно остаются одинаковыми, в земной коре ничего не изменяется, Солнечная система всегда была такой, какая она сейчас, и т. п. Диалектику в это время исследовали идеалисты, опиравшиеся на изучение тех сфер действительности, в которых было проще заметить процесс развития: это человеческое мышление, религия, всеобщая история, история философии. Диалектическую картину природы и общества создали Шеллинг и Гегель. Однако гегелевский вариант диалектики имел специфический, ограниченный характер: с его точки зрения, развивается не природа, материальный мир, а абсолютная идея — особое духовное начало, являющееся основой мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...