Как известно, сознание имеет две стороны: самосознание, или мышление, и подсознание, или интуицию. Мышление структурировано, оно по своему понятию не существует вне определенных форм и определенных методов. Эти формы могут возникать неосознанно в процессе подражания и воспитания или, напротив, осознанно - в процессе обучения и творческой деятельности.
В то же время, методология познания по необходимости носит формальный характер, ограничивающий сознание самой определенностью метода и вытесняющий сознание в область самосознания. Формальный, методичный подход присущ, как известно, тем ученым, которые занимаются уточнением ранее открытых законов, утилизацией известных явлений и тому подобное, тогда как научные открытия есть результат работы неформального сознания, т.е. подсознания, не стесненного методическими рамками.
В то же время, каждое использование нового метода познания есть очередной шаг в науке, позволяющий продолжать работу, начатую подсознанием, уже в области самосознания и т.д.
Таким образом, научное творчество включает в себя процесс взаимодействия и взаимоотрицания самосознания и подсознания. Упорство же, проявленное в использовании того или иного научного метода, ведет после фазы успеха в тупик антинаучности, пока новый более продуктивный метод не придет на смену старому и т.д.
Смотрите также
Диалектика сознательного и бессознательного
...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...