Антинаучность научного метода
Проблемы философии общества / Методы теоретического исследования в срезе социальных проблем / Антинаучность научного метода

Как известно, сознание имеет две стороны: самосознание, или мышление, и подсознание, или интуицию. Мышление структурировано, оно по своему понятию не существует вне определенных форм и определенных методов. Эти формы могут возникать неосознанно в процессе подражания и воспитания или, напротив, осознанно - в процессе обучения и творческой деятельности.

В то же время, методология познания по необходимости носит формальный характер, ограничивающий сознание самой определенностью метода и вытесняющий сознание в область самосознания. Формальный, методичный подход присущ, как известно, тем ученым, которые занимаются уточнением ранее открытых законов, утилизацией известных явлений и тому подобное, тогда как научные открытия есть результат работы неформального сознания, т.е. подсознания, не стесненного методическими рамками.

В то же время, каждое использование нового метода познания есть очередной шаг в науке, позволяющий продолжать работу, начатую подсознанием, уже в области самосознания и т.д.

Таким образом, научное творчество включает в себя процесс взаимодействия и взаимоотрицания самосознания и подсознания. Упорство же, проявленное в использовании того или иного научного метода, ведет после фазы успеха в тупик антинаучности, пока новый более продуктивный метод не придет на смену старому и т.д.

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...