Антинаучность научного метода
Проблемы философии общества / Методы теоретического исследования в срезе социальных проблем / Антинаучность научного метода

Как известно, сознание имеет две стороны: самосознание, или мышление, и подсознание, или интуицию. Мышление структурировано, оно по своему понятию не существует вне определенных форм и определенных методов. Эти формы могут возникать неосознанно в процессе подражания и воспитания или, напротив, осознанно - в процессе обучения и творческой деятельности.

В то же время, методология познания по необходимости носит формальный характер, ограничивающий сознание самой определенностью метода и вытесняющий сознание в область самосознания. Формальный, методичный подход присущ, как известно, тем ученым, которые занимаются уточнением ранее открытых законов, утилизацией известных явлений и тому подобное, тогда как научные открытия есть результат работы неформального сознания, т.е. подсознания, не стесненного методическими рамками.

В то же время, каждое использование нового метода познания есть очередной шаг в науке, позволяющий продолжать работу, начатую подсознанием, уже в области самосознания и т.д.

Таким образом, научное творчество включает в себя процесс взаимодействия и взаимоотрицания самосознания и подсознания. Упорство же, проявленное в использовании того или иного научного метода, ведет после фазы успеха в тупик антинаучности, пока новый более продуктивный метод не придет на смену старому и т.д.

Смотрите также

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...