Метод преодоления невозможного
Проблемы философии общества / Методы теоретического исследования в срезе социальных проблем / Метод преодоления невозможного
Страница 1

На основе опыта или знаний, или подспудно возникших представлений человек склонен подсознательно устанавливать рамки и барьеры для своей фантазии. Этим и определяется категория невозможного. Невозможное относится не только к объективной сфере, но и к собственно познавательным возможностям человека. Кто, например, может иметь целостное представление о работе тепловой электростанции - сложной системы, одномоментно включающей мириады состояний, или о квантовых явлениях, или о распространении электомагнитных волн, не говоря уж об общественных явлениях? Никто. Но это не означает, конечно, непознаваемость этих феноменов или невозможность их существования.

Метод преодоления невозможного состоит в следующем. То, что представляется невозможным, представлялось таковым, как правило, и Вашим предшественникам. Значит, это именно та область, в которой, возможно, кроется некая загадка и, конечно, содержится решение проблемы.

Здесь мы не постулируем философское обобщение о том, что "все возможно".

Термин "возможное" многоаспектен. "Возможно то, что существует или иногда случается" - писал в "Аналитиках" Аристотель. Возможное может иметь и прогностический смысл. Пусть, например, еще ни разу не выпадала пять раз подряд цифра "6" при бросании кости. Однако при достаточно большом количестве бросаний такое обязательно должно случиться, то есть оно возможно. Наконец, возможное понимают, как отрицание запретов в природе вещей. Но если невозможное не существует, то его противоположность - возможное неопределимо как понятие. Иными словами, если мы моделируем реальность посредством абстрактных понятий, то такая модель может иметь смысл, если только эти понятия попарно противоположны /как минимум/. Поэтому логичным требованием к познающему сознанию будет принцип преодоления иллюзии в с е в о з м о ж н о г о. Ведь любой закон есть отображение определенных ограничений, свойственных объективному миру.

Невозможное, как нам представляется, действительно не возможно, но лишь в некой одной плоскости - именно в той, в которой мы обычно представляем себе то или иное явление.

За примером обратимся к проблеме энергетики управления. Определение понятия управления состоит в том, что малое воздействие, малая сила, малая энергия способны вызвать большие изменения большой силы, большой энергии и т.п. Но как возможно такое, коль скоро мы признаем действие законов сохранения количества движения, сохранения энергии и др.?

Вначале, в качестве поясняющего примера, рассмотрим работу электронной лампы - триода.

Нам не удалось отыскать более простой пример, на котором можно было бы продемонстрировать энергетическую сущность управления. Для общности изложения мы постараемся дать не техническое, а логическое описание работы этого электронного устройства.

Работу триода можно представить в виде взаимодействия двух пересекающихся токовых колец. Ток большой величины, идущий от анода к катоду, создается большой электродвижущей силой; ток очень малой величины, создаваемый малой электродвижущей силой, идет в противоположном направлении - от катода к окружающей его сетке, расположенной между катодом и анодом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...