Моделирование будущего
Проблемы философии общества / Социальная онтология начала и пределы / Моделирование будущего
Страница 4

Не только человеческий мозг обладает способностью прогностического моделирования. Это момент природы вещей.

Приведем примеры естественного моделирования событий. Так, быстрое движение электронов вокруг атомного ядра есть аналог медлительных процессов движения планет вокруг Солнца.

Быстротечное размножение мух дрозофил хорошо моделирует генетические процессы, имеющие место у долго живущих животных.

Гамета моделирует будущий организм . Принято почему-то считать, что в гамете заложен код будущего организма целиком. При этом выпадает из виду то, что развитие организма есть взаимодействие гаметы с окружающей средой. Если среда "не подходит" для развития, то процесс будет искажен, а организм может вообще не состояться или приобретет "дефекты". Напротив, исходя из нашего представления о связи времен, следует полагать, что в гамете заложен лишь очередной шаг развития организма, который "заряжается" очередным генетическим кодом для осуществления последующего шага. При этом каждый шаг лишь частично предвосхищен предыдущим, будучи произволен в той мере, в какой произвольно сочетание этой гаметы с этой средой.

Подтверждением тому могут служить приобретенные уродства, или генетическая предрасположенность к заболеваниям, возможность реализации которой обусловлена жизненными обстоятельствами и т.д. Другой пример генетической вариабельности - организмы, которые могут размножаться как половым, так и бесполым путем (так называемый, партеногенез) и др.

Следующий пример - процесс внутриутробного онтогенеза у человека, когда у эмбриона появляются сначала жабры (а не сразу легкие!), затем хвост и т.п.

Но суть даже не в этих примерах. Если предположить, что в гамете заложен полный образ будущего организма, то в числе ее элементов должен быть и прообраз будущей гаметы (самой себя), в которой, естественно, должен содержаться прообраз гаметы третьего поколения и так до бесконечности, что абсурдно с чисто логической точки зрения.

Но тогда остается не решенным другой вопрос: "Если в яйце не заложен образ будущей бабочки, то тогда откуда он появляется в гусенице?" Это возможно лишь в том случае, если будущая конструкция создается природой непрерывно (то есть гамета не первична в цикле воспроизводства жизни), причем ее структура некоторым образом предопределена формой предшествующей конструкции. Природа, таким образом, трудится непрерывно, а не пожинает плоды прежних своих достижений.

Образно говоря, в "гамете времени" заложена возможность появления личинки настоящего, в личинке - возможность появления бабочки будущего, в бабочке - появление новой гаметы, как возврат к прошлому. Такова живая модель времени.

Вопреки сказанному, целостное представление о мире - это попытка втиснуть в определенную форму то, что неопределенно по своему понятию, это попытка дать законченное объяснение там, где завершенность принципиально отсутствует.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...